Любой следователь со стажем знает, что существенная часть преступлений раскрывается, что называется, по горячим следам — в первые дни после их совершения.
Для оперативника важно определить правильную версию, и тогда факты, один за другим, начинают укладываться в стройную систему. Это уголовное дело об убийстве из практики Виктора Д., не один десяток лет проработавшего следователем, служит тому наглядным подтверждением.
Убийство в Меллужи
Это случилось в один из майских дней где–то в середине 70–х годов прошлого века. В Юрмале, в поселке Меллужи, была убита семнадцатилетняя девушка Сандра. Она была постоянной жительницей города–курорта и проживала вместе со своей старшей сестрой Кристиной. Но в ту ночь Кристины дома не было, она ночевала у тетки в Риге. Неделю назад хозяйка дома продала машину "жигули", доставшуюся ей после развода с мужем. Тело девушки нашли в прихожей. Рядом обнаружили топор, на котором были пятна, похожие на кровь, и волосы. Судя по всему, именно этим орудием и были нанесены раны на голове и руках потерпевшей. Такую первоначальную информацию собрала следственная группа, в составе которой был Виктор, непосредственно на месте происшествия. Служебно–разыскная собака взяла след, но потеряла его на станционном перроне.
Работники милиции стали опрашивать местных жителей. Летний курортный сезон еще только начинался, многие дачи оставались заколоченными, так как рижане еще только собирались переезжать на летние квартиры. Не было еще и иногородних курортников. Как удалось установить, топор, который лежал в прихожей и послужил орудием убийства, принадлежал соседям Круминьшам. Те утверждали, что его у них украли. Глава семейства как раз накануне колол дрова и оставил топор во дворе возле поленницы. Но Виктора заинтересовало другое обстоятельство: шестнадцатилетний сын Круминьшей, Янис, не ночевал дома. По словам родителей, он вечером поехал в кино в Майори и скорее всего остался ночевать у одного из приятелей. Вскоре подросток пришел домой сам. Он утверждал, что после окончания последнего сеанса опоздал на электричку и провел ночь у Лагздиньшей. Но юноша соврал, так как его там никто не видел. Подростка допросили вторично, но он замкнулся в себе и на все вопросы отвечал угрюмым молчанием. Было решено продолжить допрос с участием педагога.
Новые подозреваемые
Основания подозревать парня были, но следствие еще только начиналось, поэтому Виктор считал, что самой главной задачей для него является собрать побольше фактов по всем версиям. На допрос привели старшую сестру погибшей, Кристину. Она рассказала, что сейчас у нее новый жених, а с бывшим мужем женщина развелась год назад, уличив его в измене. Раздел общего имущества длился долго и сопровождался скандалами. В конце концов экс–супругу досталась трехкомнатная кооперативная квартира в Риге со всей обстановкой, а Кристине — автомобиль "жигули" и дом в Меллужи, в котором можно было проживать и зимой. Женщина показала, где были спрятаны деньги, вырученные от продажи машины. Они были на месте.
Следователь уже стал писать протокол осмотра места происшествия, как стук дверь оторвал его от работы. Глава семейства Петерис Круминьш привел девочку лет десяти. Это была его дочка Синтия. Она рассказала, что видела, как к соседям в дом к Сандре заходил Арнис, ее ухажер. Разговаривали во дворе, и девочка слышала, как парень звал свою пассию в кино, но так отказывалась. Доставили Арниса, тоже местного жителя. Тот упорно отрицал, что приходил к Сандре. По его словам, он весь день был в Риге и, вернувшись поздно вечером, сразу же лег спать. Тем временем подтвердилось и алиби Яниса Круминьша. Оказывается, он поехал к своей девушке в Слоку и заночевал там. Такое же алиби было и у бывшего мужа, и нового ухажера Кристины.
Прошел день напряженных поисков, который не дал никаких результатов. Подозрения оставались только против Арниса, но показания десятилетней девочки не были слишком убедительными: глава семейства привел дочку к следователю, в то время как подозревался его сын. Это означало, что он был человеком заинтересованным.
Факты стали выстраиваться в систему
Утром участковому инспектору милиции удалось разыскать свидетеля, который видел ночью в районе станции Меллужи старшего брата Арниса — Эдуарда. Он учился в Елгавской сельскохозяйственной академии и в Юрмалу приезжал к родителям только на выходные дни. Поэтому появление его среди недели, вдобавок ночью, выглядело подозрительным. Виктор незамедлительно выехал в Елгаву. Он надеялся найти пятна крови на одежде подозреваемого. Но оказалось, что свою куртку, брюки и рубашку студент только что выстирал.
Его вызвали на допрос. Эдуард объяснил, что в тот вечер был в Риге и в ресторане вокзала познакомился с женщиной по имени Валентина, которая коротала время, дожидаясь отправления московского поезда. Ухажер угощал ее тминным ликером. Когда наступило время проводов, парень был очень пьян и, вместо того чтобы поехать на электричке в Елгаву, сел на поезд до Тукумса, посчитав, что едет к родителям. Но, сойдя на станции Меллужи, понял, что в таком виде не стоит идти домой, и стал ждать первую утреннюю электричку до Риги.
Вроде бы все выглядело правдоподобно. Правда, следователя насторожило то обстоятельство, что парень на все вопросы старался давать четкие и обстоятельные ответы. Было видно, что он досконально изучил расписание поездов. Вдобавок, Валентина своего адреса не оставила, и подтвердить, что встреча в ресторане действительно состоялась, она не могла. Тогда следователь решил съездить в вокзальный ресторан, чтобы поговорить с официантами. Никто из них не смог опознать парня по фотографии. Но это тоже еще ни о чем не говорило. Ежедневно через точку общепита проходили десятки людей, и они могли примелькаться официантам. Оставалось изучить меню. И вот что удивительно, тминного ликера в баре ресторана в наличии не было уже неделю. Копия меню была предъявлена студенту.
"Может быть, я что–то перепутал, — забормотал Эдуард, — дайте мне время, чтобы вспомнить". Виктор прекратил допрос и решил задержать студента. После ночи, проведенной в камере, парень признался во всем. Вначале братья замыслили кражу. Но увести Сандру из дома не удалось. Тогда решили, что старший брат проникнет в дом, когда девушка уснет. А если она проснется? Для этой цели Арнис и позаимствовал топор у соседей, чтобы передать его Эдуарду. Жестокое убийство было совершено, но своей цели грабитель так и не достиг. Денег он не нашел.
Следователю удалось выяснить еще одно важное обстоятельство. Во время осмотра места происшествия в прихожей он нашел бутылку венгерского вина, на которой были зафиксированы четкие отпечатки пальцев. Как оказалось, они принадлежали Эдуарду. После убийства, будучи в шоке, тот снял перчатки, в которых находился в момент преступления. Затем машинально взял бутылку в руки, чтобы потом поставить ее на место, оставив после себя неопровержимую улику. Теперь последняя точка в деле об убийстве, раскрытом за три дня, была поставлена. Можно было писать заключение и передавать собранные материалы в суд.
Согласно приговору Юрмальского городского суда, Эдуард был приговорен к восьми годам лишения свободы за убийство с отягчающими обстоятельствами. Его брат Арнис получил пять лет как сообщник преступления.
Александр ВАЛЬТЕР.