Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 12. Декабря Завтра: Iveta, Otilija

Пляжный роман: из Крыма — в Талси

вид на вецмилгравис


Однокомнатная квартира на четвертом этаже пятиэтажного дома на улице Эммас в рижском районе Вецмилгравис. Из окон открывается великолепный вид на порт, а в тихую погоду даже слышен шум моря. За три месяца супруги Томиловы сумели превратить безликие стены в уютное жилище интеллигентной пары старшего поколения. Книги, картины, фотографии — такие милые сердцу вещи, с которыми они не расставались в самые трудные годы, когда не было крыши над головой в буквальном смысле слова...

— После десяти лет ожидания в очереди и еще более длительного периода скитания по съемным квартирам мы обрели отдельное жилье, где можно разложить свои вещи, отдохнуть, пригласить детей, друзей, — рассказывает Людмила Томилова, разливая по чашкам душистый чай.

— Если бы мне раньше кто–то сказал, что я буду жить в Вецмилгрависе, — не поверила бы. А сейчас радуюсь: из окон вижу, как Даугава несет свои воды в Рижский залив, дышу свежим воздухом. Четыре остановки автобусом — и я уже в Вецаки…

Многим в Риге знакома наша героиня -не раз печатались ее рассказы, присланные на творческие конкурсы на разные темы: "Лучший город Земли", "Страна моя Латвия" и другие, более того — Людмила дважды была победительницей этих конкурсов. Пишет она легко и с удовольствием.

Но вернемся на кухню уютной квартиры в Вецмилгрависе, где уже идет оживленный разговор.

Людмила охотно перечисляет достоинства нового жилья и его месторасположения. В доме живут такие же рижане, как Людмила с мужем, которые получили квартиру от самоуправления в порядке очереди. Дом после реконструкции, сдан в эксплуатацию 15 лет назад. Новоселке понравилось то, что в доме на первом этаже расположен социальный дневной центр, где работают и спортивные группы, и языковые, и художественные.

— Спускаюсь вниз и занимаюсь лечебной гимнастикой. Есть и курсы латышского языка, мы тоже ходим, кто–то учится говорить, кто–то подтягивает знания. И преподаватели — настоящие энтузиасты своего дела, — рассказала читательница и попросила не рассказывать подробно об этом замечательном центре: обещала сама написать о тех, кто занимается здесь и кто преподает.

Когда мы говорим о мечте, то традиционно на ум приходит новая квартира, дом, путешествие. У нас тоже зашел разговор о мечте. У Людмилы, жительницы большого уральского города Нижний Тагил, была мечта побывать в Риге, погулять по узким улочкам под музыку Александра Кублинского "Ноктюрн" ("Ночью в тихих улочках Риги"). А уж о том, что она здесь будет жить, девушка даже не мечтала…

Большая семья

Николай Петрович и Евдокия Семеновна, родители Людмилы, поженились за несколько лет до войны, когда молодой военный приехал на побывку к себе на родину на Северный Урал и встретил молодую учительницу. Молодожены уехали по месту службы супруга — на границу, на западные рубежи. Шел 1938 год.

Когда началась война, Николай Петрович одним из первых оказался на линии фронта, а Евдокию Семеновну с сыном срочно эвакуировали — под рев рвущихся бомб и снарядов. Они отправились домой, на Урал. К счастью, отец вернулся после войны живой, хотя и был несколько раз ранен. Жить они остались в Нижнем Тагиле. У супругов рождались сыновья и, когда уже не ждали, появился четвертый ребенок — девочка Людочка.

— Всего нас, детей, было в семье пятеро. Трое братьев и две сестры. Но я тянулась к братьям, и они меня всюду с собой брали, а когда я подросла, то мне девчонки завидовали, говорили: вон сколько у тебя кавалеров…

Рижские моды и "Ноктюрн"

Надо сказать, что Людмила — очень активный человек: так было и в школе, и в институте, и на работе. И сейчас она не сидит днями у телевизора, хотя на пенсии это можно себе позволить. Она из тех людей, которым все интересно. Поэтому, наверное, и профессию педагога выбрала: она постоянно требует новых знаний и умения общаться. Кстати, педагогический стаж нашей читательницы — 35 лет.

— В конце 1960–х в старших классах вводили классы профессионального образования: выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получали диплом о полученной профессии — токаря, слесаря, плотника. Я выбрала специальность воспитателя детского сада: мы проходили практику в садиках, учились навыкам педагогики, общению с детьми и родителями…

А после школы, конечно, она поступила в местный педагогический институт.

— Я уже тогда писала стихи, заметки в газету. В институте меня выбрали комсоргом — это было и почетно, и ответственно. До сих пор вспоминаю случай. В кинотеатрах демонстрировали знаменитый французский фильм "Анжелика и король". Для нас тогда это было нечто особенное, и вся группа сбежала в кино с пары по старославянскому языку. А меня потом как комсорга вызывали в деканат и ругали за то, что мы предпочли занятиям такой безыдейный фильм…

Старшее поколение помнит этот красивый фильм — первый из серии о прекрасной Анжелике, который показали советскому кинозрителю. Сколько студентов и школьников тогда пропустили занятия ради приключений героини Мишель Мерсье!

Редкие на советском экране французские фильмы и вовсе недоступные французские модели одежды, вместо которых в магазинах продавали изделия пошива местных фабрик — скучные, одинаковые, неуклюже сшитые… Но, если постараться, можно было достать (тогда это слово применялось вместо "купить") жуткий дефицит за пределами Латвии — журнал мод Рижского дома моделей RIgas modes.

— Я его перелистывала бесконечное число раз, наслаждаясь красивыми платьями и костюмами, элегантными манекенщицами. Мы перерисовывали модели и пытались сшить похожие. Разве я тогда думала, что буду ходить по одним улицам с этими неземными девушками, чьи фото я видела в рижских журналах…

Далекий латвийский город будоражил фантазию. Рижанки — элегантные, как француженки, на площадях — кафе под открытым небом, ароматный кофе, а вечерами влюбленные гуляют в узких улочках Риги. Совсем как в песне Александра Кублинского "Ноктюрн", которую Людмила услышала на вечере на первом курсе института.

Севастопольский вальс

Так как же судьба привела Людмилу в Ригу, город ее мечты? На предпоследнем курсе она отдыхала в Крыму, в Севастополе, и познакомилась там с Владимиром, своим будущим мужем.

— Мне тогда многие говорили, в том числе и моя подруга, что на пляже серьезные отношения не завязываются. И что? Подруга познакомилась со своим будущим мужем в библиотеке, и они развелись через 4 года, а мы с моим мужем вместе уже 46 лет, у нас двое детей — сын и дочь, внучка…

Более того, новый знакомый, как выяснилось, был из Латвии, жил в небольшом городе Талси. В Севастополь он приезжал к своей тетке — отдыхать, и был здесь уже не в первый раз. Но именно в это лето встретил свою любовь.

— Мы загорали, купались, облазили красивейшие уголки Крымского побережья. Потом год переписывались. А когда я окончила институт, он позвал меня замуж — я собрала чемодан и отправилась в Талси. До этого в Латвии я не бывала…

Родня была против: куда так далеко, к чужим людям? Да и подруги скептически отнеслись к такому решительному шагу Людмилы, ожидая, что через две недели она вернется домой. Но далекая Латвия показалась девушке гостеприимной, и будущий муж и его родители тепло встретили девушку с Урала.

— Отчима мужа — Николая Роминского после войны из Якутии командировали в Талси, позже он был назначен директором городского автовокзала, который фактически и был построен под его руководством. На стене здания автовокзала была установлена мемориальная доска с его именем…

Людмила и Владимир поженились в Талси в 1970 году. Муж был по специальности закройщиком, и когда в городе Роя открыли комбинат бытового обслуживания, как тогда называли — Дом быта, его поставили заведующим. Молодая семья собрала чемоданы и отправилась в путь.

— У нас уже был сын, но мы были легки на подъем и смотрели вперед, ожидая от жизни только перемен к лучшему…

Интеграция в деле

Роя — город рыбаков на берегу Рижского залива, где в 1970–е годы практически по–русски не говорили. Соответственно, и школа была латышская. Тогда в латышских школах преподавали русский язык и литературу, и Людмила устроилась учительницей в вечернюю школу.

— Я вошла в класс, а там сидят огромные мужчины — рыбаки. На первом уроке я попросила закрыть окно — был сквозняк, а мне в ответ: "Ko, lUdzu?" ("Что, простите?"). Языка я не знала. Как я буду с ними? Впору было растеряться и уйти. Но я очень любила русскую поэзию и литературу и горела желанием показать своим ученикам красоту русского языка. Вот я и начала читать стихи — Пушкина, Лермонтова. Даже если человек не понимает слов, эти вдохновенные строки очень красиво звучат, вот и мои ученики мне аплодировали, хотя мало что понимали. Я искала стихи латышских поэтов — Мирдзы Кемпе, Яниса Райниса и читала их ученикам, сначала на русском, а потом и на латышском…

Как рассказала наша героиня, к концу учебного года она уже говорила по–латышски, а в школе организовали класс углубленного изучения русского языка. Ученики оценили старания учительницы и с энтузиазмом участвовали в вечерах поэзии, в школе стараниями Людмилы Николаевны открыли литературное кафе. Вместе с классом они ездили в Ленинград, ходили в Эрмитаж — и рыбаки из Рои понимали экскурсовода без переводчика.

— Это был пример интеграции в лучшем виде, когда люди с интересом и без нажима изучают язык, традиции другого народа. Ученики учились у меня, а я училась у них. Никогда не было ни ссор на национальной почве, ни обид…

Город у моря

Жизнь потихоньку шла вперед, уже сын пошел в школу, но семью ожидали перемены. В Рою приехала официальная делегация из Лиепаи, которая побывала в местном Доме бытового обслуживания, и в результате супруг получил приглашение возглавить новое ателье мод в Лиепае. Томиловы долго не думали и собрались в путь: Лиепая — большой город, где исстари живут семьи русских моряков, и перспективы более широкие.

— Там действительно было хорошо. Мы получили шикарную квартиру в центре города, у мужа была хорошая работа, а я устроилась преподавать в политехникуме. Мы часто бывали в Риге, и я с наслаждением гуляла по узким улочкам, напевая любимый "Ноктюрн"…

Шло время, подрастал сын, в семье родилась дочка, а в душе теплилась мечта о Риге. Супруги решили искать возможность переехать в столицу — там и больше возможностей для образования детей, и для родителей найдется работа. Но обменять на Ригу лиепайскую, пусть даже шикарную, квартиру было нелегко. И тогда вступил в силу план постепенного продвижения к городу мечты. Семья перебралась в Элею, небольшой городок под Елгавой.

— Десять лет работала в Элейской школе. Недавно прочитала конкурсное письмо учительницы Полины Александровны Чижик, которая много лет работала в этой школе. Она тоже издалека приехала в Латвию — из сибирского села Шушенское. Мы не так давно встретились на празднике в честь 130–летия школы, когда собирались учителя и выпускники…

Потом из Элеи супруги поменялись на Ригу. Это был 1992 год. Казалось бы, вот оно — исполнение давней мечты. Рига, большая квартира в центре города, на улице Гертрудес — гуляй по узким улицам и наслаждайся жизнью в городе своей мечты. Но пришло время перемен, время ловушек.

— Мы обживались в удобной квартире и не подозревали, что вскоре нам придется ее покинуть. У дома появился хозяин, и, пока он доказывал свои права на имущество, в доме пропали отопление и вода. Я мыла голову на работе, всей семьей мыться ездили к свекрови. А чтобы добыть воды для чайника, я с ведром ходила в соседний магазин. Пробовали обратиться в домоуправление, а там сказали: делайте ремонт коммуникаций за свой счет. По предварительным подсчетам это выходило по 1 000 латов с квартиры в то время. Где взять такие деньги…

Пришлось съезжать. Искали возможность снять квартиру — так, чтобы всем разместиться, ведь сын и дочь уже большие. А это тоже недешево. И помните, в 1990–е закрывались заводы и учреждения, открывались фирмы–однодневки. Работы не было, а та, которая попадалась, не всегда оказывалась надежной.
Людмиле пригодилось умение писать: работала корреспондентом, корректором, рекламным агентом в различных изданиях, в том числе в популярном в конце 1990–х журнале "Карьера".

— Это был трудный, но, с другой стороны, интересный период жизни. Надо было искать новые возможности, проще сказать — источники существования, пробовать себя в ранее незнакомых сферах деятельности. Надо было жить, помогать детям встать на ноги…

Время летело, подошел пенсионный возраст, и Людмилу с мужем как пенсионеров, нуждающихся в жилье, в Рижском самоуправлении поставили на очередь. Дети выросли и помогали родителям. Дочь Наташа уехала работать в Англию и присылала родителям деньги, чтобы они могли оплатить съемную квартиру. Сын стал художником и в новой квартире помог сделать красивый ремонт, с гордостью рассказывает Людмила.

— Десять лет простояли в очереди — и вот счастливая весть. Сначала нам показали 12–метровую квартиру в новом доме. Но нам вдвоем там было не поместиться, тем более у мужа резко ухудшается здоровье, он инвалид 1–й группы, ему нужен покой. Мы отказались от варианта, но боялись, что можем остаться без квартиры…

Но вот в сентябре их пригласили в квартирное управление и предложили посмотреть квартиру в Вецмилгрависе. Супруги сначала загрустили — так далеко. Но оказалось, что и квартира хорошая — однокомнатная, но площадью 32 квадратных метра, и море недалеко, и дневной социальный центр под боком.

…Незаметно прошел час. За это время перед глазами, как в кино, пронеслась жизнь семьи — с ее радостями и невзгодами, планами и проблемами. И, несмотря на то что нашей героине не всегда легко жилось, мы, выслушав историю ее жизни, в очередной раз поняли, что дорогу осилит идущий.

Людмила шла к мечте своей жизни — и пусть через много лет, но оказалась в городе своей мечты, у нее любящий муж и заботливые дети, радует сердце внучка Валерия. И она, как всегда, на гребне жизни: ходит в спортивную секцию, учит язык, участвует в конкурсах. Поговорив с ней, хочется сесть в автобус и поехать на занятия гимнастикой, которые проводит чудесный тренер, или отправиться на берег моря в Вецаки, а то и по ее следам полететь далеко на Урал, где собираются однокурсники Людмилы…

Татьяна АНДРИАНОВА

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Это коварный бюджет и перспективы не радужные: экс-премьер Кучинскис предрекает нам тёмные времена

Госбюджет принят, но горечь осталась – скорее всего именно так можно описать проделанную правительством и коалицией работу, которая завершилась с принятием нормативов по бюджету в Сейме, пишет на pietiek.com депутат и экс-премьер Латвии Марис Кучинскис.

Госбюджет принят, но горечь осталась – скорее всего именно так можно описать проделанную правительством и коалицией работу, которая завершилась с принятием нормативов по бюджету в Сейме, пишет на pietiek.com депутат и экс-премьер Латвии Марис Кучинскис.

Читать
Загрузка

В Латвию залетел российский самолет — почему не сбили: латвийцы в шоке (а он и не влетал: ДОПОЛНЕНО)

Сегодня днем, 11 декабря, на территорию Латвии залетел самолет МЧС России. Об этом написала в Фейсбуке жительница ЛР и поделилась снимком с Fligtradar24.

Сегодня днем, 11 декабря, на территорию Латвии залетел самолет МЧС России. Об этом написала в Фейсбуке жительница ЛР и поделилась снимком с Fligtradar24.

Читать

Латышский так и не выучили: таксистов хотят контролировать ещё жёстче

Доступность услуг такси может быть разной для разных групп общества и видов инвалидности, но необходимо значительно улучшить приспособление транспортных средств, обучать водителей и способствовать эмпатии, не забывая при этом о культуре безопасного вождения, чтобы пассажиры с инвалидностью и родители с маленькими детьми могли в полной мере пользоваться услугами такси, считают в бюро омбудсмена.

Доступность услуг такси может быть разной для разных групп общества и видов инвалидности, но необходимо значительно улучшить приспособление транспортных средств, обучать водителей и способствовать эмпатии, не забывая при этом о культуре безопасного вождения, чтобы пассажиры с инвалидностью и родители с маленькими детьми могли в полной мере пользоваться услугами такси, считают в бюро омбудсмена.

Читать

«Умное управление»: как вышло, что сотни тысяч латвийцев не получали официальных уведомлений

Этот вопиющий случай всколыхнул общество Латвии. Вот что пишет в соцсети Х Гунтарс Индриксонс: Это космос!!! Более 50%с  апреля не получили уведомлений. Более 120 000 не получили уведомлений. Это возмутительно! А ответственный за это орган просто опустил глаза и сказал, что это просто проблема пользователей, мы отправили письмо весной.

Этот вопиющий случай всколыхнул общество Латвии. Вот что пишет в соцсети Х Гунтарс Индриксонс: Это космос!!! Более 50%с  апреля не получили уведомлений. Более 120 000 не получили уведомлений. Это возмутительно! А ответственный за это орган просто опустил глаза и сказал, что это просто проблема пользователей, мы отправили письмо весной.

Читать

Детский сад: министры, взявшись за руки, спели песенку и зажгли ёлочку. ВИДЕО

В соцсетях делятся роликом телеканала TV3, в котором можно наблюдать, как в здании Сейма прошло зажжение огней на новогодней ёлке. Министры взявшись за руки и покачиваясь поют рождественскую песню.

В соцсетях делятся роликом телеканала TV3, в котором можно наблюдать, как в здании Сейма прошло зажжение огней на новогодней ёлке. Министры взявшись за руки и покачиваясь поют рождественскую песню.

Читать

Дыхание Севера: в четверг усилится ветер и пойдёт снег

В ночь на четверг в Латвии осадков не ожидается, а облачность будет небольшая, прогнозируют синоптики.

В ночь на четверг в Латвии осадков не ожидается, а облачность будет небольшая, прогнозируют синоптики.

Читать

Обойдёмся без Шенгена? Латвийцы — о восстановлении погранконтроля внутри ЕС

Почти половина (48%) жителей Латвии полностью или частично поддерживают восстановление пограничного контроля на внутренних границах стран Евросоюза (ЕС), свидетельствуют данные опроса, проведенного Norstat по заказу LSM.lv в ноябре.

Почти половина (48%) жителей Латвии полностью или частично поддерживают восстановление пограничного контроля на внутренних границах стран Евросоюза (ЕС), свидетельствуют данные опроса, проведенного Norstat по заказу LSM.lv в ноябре.

Читать