Следственный эксперимент
Квартира, где произошла трагедия, стояла пустой, так как тяжба между наследником погибшей и горисполкомом продолжалась. Жилплощадь не была кооперативной, а принадлежала государству. Поэтому наследник — муж покойной — упорно отстаивал свои права на заселение. Но следователю это было только на руку, так как обстановка более–менее сохранилась нетронутой.
В присутствии понятых и участкового уполномоченного невысокая женщина, которая по росту как раз соответствовала покойной, стоя на столе, несколько раз пыталась завязать бельевой шнур на крючке люстры. При этом она вставала на цыпочки, даже подпрыгивала — все безрезультатно. Очевидно, что надо было поставить стул на стол. Но, согласно протоколу осмотра места происшествия, все стулья стояли возле стола. А это означало, что произошло убийство. Мало того, на теле покойной были зафиксированы кровоподтеки прижизненного происхождения. Они возникли от удара тупым предметом и вполне могли быть результатом избиения. Но тогдашний следователь решил, что женщина просто оступилась, вставая на стол. Чьих–либо попыток доведения женщины до самоубийства в данном случае установлено не было.
Наследники–приоб
Кому же была выгодна смерть Аллы? Она была женщиной состоятельной, поскольку работала в торговле. Но версия ограбления отпадала сразу. Осмотр квартиры, проведенный сразу после ее смерти, позволил прийти к выводу, что из квартиры ничего не пропало. Осталась нетронутой шкатулка с драгоценностями. А ведь комплект из бриллиантовых сережек и кольца с такими же камнями внушительного размера с еще царским пробирным клеймом, по оценке ювелира, стоили немалых денег. В целости и сохранности были сберкнижки на предъявителя и тысяча рублей наличными. Все вещи находились на своих местах.
Дверной замок не был взломан; сделав свое черное дело, убийца ушел, захлопнув за собою дверь. Никаких следов преступника при первоначальном осмотре не обнаружили, хотя, как выяснилось впоследствии, их просто не искали. По всей видимости, прежний следователь сразу уверовал в версию о самоубийстве и все, что не укладывалось в эту схему, просто–напросто отмел. А ведь стоило лишь внимательнее осмотреть петлю, чтобы убедиться: Алле помогли уйти из жизни. Уж больно мудреным узлом был привязан бельевой шнур к крюку.
Было очевидно, что больше всего в смерти жены мог быть заинтересован ее муж Аркадий. Супруги уже несколько лет жили раздельно, хотя официально развод не оформили. Детей у них не было. Муж тоже работал в торговле — был директором небольшого продуктового магазина на окраине Риги. Оставалась еще племянница, проживавшая в Юрмале. Виктор решил вызвать ее повесткой. Девушка на допросе упомянула про тряпку с засохшими бурыми пятнами. Она ее видела в квартире, когда нотариус составлял опись имущества. И заметила, что Анатолий тайком от присутствовавших пытался ее спрятать. Видимо, он унес ее с собой — обнаружить важный вещдок так и не удалось.
Неужели именно он нанес жене сокрушительный удар, вызвавший кровоподтек? Аркадий на допросе держался спокойно и уверенно. "Далась вам эта тряпка! — заявил он. — Испачкана она была вовсе не в крови, а в краске, и в мусоропровод я ее спустил вовсе не тайком, а совершенно открыто. Почему спрятал при беседе с нотариусом? Да просто не хотел отвлекать его от серьезного дела!"
Так или иначе, но подтвердить или опровергнуть его слова было невозможно — мусор давно уже был вывезен на свалку. Было очевидно, что на этой шаткой улике построить обвинение не удастся. Надо было устанавливать круг знакомых Аллы.
Любовник–жиголо
Но сначала стоило еще раз осмотреть квартиру. Была получена санкция на проведение повторного обыска. Новые улики были найдены, прежде всего — отпечатки пальцев. Еще раз опросили соседей. И в томе "Большой советской энциклопедии" обнаружили листок бумаги. Там стояли инициалы, и против каждого — сумма от 100 до 400. Тогда уже Виктор знал, что Алла имела неплохой дополнительный доход — давала своим знакомым деньги в долг под проценты. Записная книжка с телефонными номерами позволила их установить. Некоторые из ее подружек оказались довольно словоохотливыми.
"Алла была человеком весьма осторожным и абы кому кредиты не выдавала, — доверительно утверждала Маргарита, у которой барменша всегда делала прическу. — Поищите–ка вы одного молодого человека. Он в последнее время активно ухаживал за подругой. Впрочем, невооруженным глазом было видно, что этот красавчик — обыкновенный альфонс. Иначе с чего бы это молодой парень стал ухаживать за дамой бальзаковского возраста. Да и имя у него подходящее — Аристарх. Правда, в последнее время они разругались. Я даже была свидетелем скандала, когда Алла кричала, что потратила на своего ухажера целое состояние, а он, кобель, ей изменяет…
Телефон Аристарха тоже значился в записной книжке. 28–летний парень работал лаборантом в одном из рижских НИИ. Его чаще всего видели на знаменитом пятачке возле часов Laima, где в советские времена собиралась фарцовщики. Несмотря на относительную молодость, парень уже имел колоритную биографию. Он успел проработать несколько лет матросом на судах загранплавания. Но после одного из рейсов был уволен с "волчьим билетом", попавшись на контрабанде. Однако знакомые среди моряков у него остались. Они–то и поставляли ему товар. Всю эту информацию сообщил Виктору коллега из ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности). По его же агентурным данным, в последнее время Аристарх запутался в долгах, так как партию товара, отданную ему на реализацию, конфисковали.
Решающий допрос
В том, что надо было искать бывшего моряка, а ныне фарцовщика, Виктор убедился, изучив материалы дела. Ведь на фотографии шнур был привязан морским причальным узлом. Но и эта улика была тоже шаткой. Однако у Виктора было припасено кое–что еще. Удалось выяснить, что Аристарх имел неосторожность сообщить своему приятелю о самоубийстве Аллы примерно за два часа до ее смерти. Удалось найти и соседку из соседней квартиры, которая слышала шум ссоры, а затем в дверной глазок видела выбегавшего из квартиры ошалелого парня. Довершили разоблачение и подруги. Они рассказали, что недавно Алла ссудила Аристарху около 5 тысяч рублей. И в процессе ссоры требовала вернуть долг, угрожала судом.
— Тогда–то у вас и возникла мысль инсценировать самоубийство подруги, — сообщил Виктор подозреваемому на допросе. — Вы избили женщину, вынудили ее отдать вам долговую расписку, а затем ударом кулака оглушили ее и повесили.
Парень поначалу пытался сопротивляться. Дескать, все ваши улики косвенные, и ни один суд их не признает. В ответ следователь предъявил ему свой решающий козырь — квитанцию из юридической консультации. Женщина боялась за свои деньги и ходила советоваться к адвокату. Он письменно подтвердил, что клиентка предъявляла ему долговую расписку ее будущего убийцы…
Учитывая чистосердечное признание обвиняемого, суд счел возможным даровать ему жизнь, приговорив к 12 годам лишения свободы.
Александр ВАЛЬТЕР.