Учитывая, что предыдущий этап повышения пенсионного возраста (по 3 месяца в год) еще не завершен (это произойдет в 2025 году, когда пенсионный возраст достигнет 65 лет), новую угрозу повышения пенсионного возраста нельзя оценивать иначе, как давно не виданную наглость. Это откровенный плевок в лицо латвийского общества.
Возникают два вопроса. Почему он так делает и на каком основании он может позволить себе такое свинство накануне Пасхи?
Сразу приходит на память апокриф о том, как Лион Фейхтвангер гостил у Сталина в 1937 году. Известный писатель до этого несколько месяцев жил в СССР, собирая материалы для будущей книги "Москва 1937". В ходе разговора он спросил у хозяина Кремля: "Как вам, товарищ Сталин, удается приобрести такое огромное доверие и любовь народа, если люди живут в таких тяжелых условиях?"
Сталин ничего не ответил, но отдал распоряжение своим помощникам. Через некоторое время в кабинет запустили ощипанную курицу без перьев. Навстречу бедной курице, утратившей терморегуляцию, подошел Сталин и она в поисках тепла прижалась к голенищу сапога диктатора. "Вот так и приобретается самая искренняя народная любовь", - победно заявил Сталин.
Для равновесия - несколько менее кричащих оценок действий Кариньша. Экс-министр здравоохранения Илзе Винькеле: "Как человек, который ввел в закон решение о повышении пенсионного возраста, с полной ответственностью говорю, что внезапное откровение Кариньша - это дымовая завеса и попытка манипулятивно отвлечь внимание от более актуальных проблем, за которые он непосредственно отвечает. Например, финансирования здоровья".
Руководитель Службы неотложной медицинской помощи Лиене Ципуле: "Если кто-то хочет увеличить пенсионный возраст, таки придется вложить больше в здравоохранение. Иначе это работать не будет. Работоспособность обеспечивает здоровье. Надо увеличить в стране показатель лет жизни, прожитых здорово и качественно. Тогда можно поднимать. Воля к работе приходит в упадок у каждого, кто нездоров".
Надо сказать, что эти оценки, пусть и критические, характеризуются как очень выдержанные, миролюбивые, даже уступчивые. Возможно, именно уступчивость общества к таким бесстыдствам Кариньша позволяет ему так вести себя и так говорить. Будь латышское общество готово публично сказать слово потяжелее, Кариньш дважды подумал бы, прежде чем позволить себе нечто подобное изречь своими устами.
Я не раз писал, что особенность латвийской политической жизни состоит в том, что наши местные политики весьма мало считаются с потребностями избирателей. Они не обещают им никакой манны небесной. Это дурной тон. Серьезные политики призывают затянуть пояса, чистать зубы, слушать, что говорит Брюссель, и повышать пенсионный возраст. Что-то осязаемое людям обещают только популисты. Это в Латвии вошло в обычай еще с доисторических времен.
Вспомним, что в условиях всеобщей нужды 90-х ныне уже покойный Иоахим Зигерист навещал одиноких пенсионеров у них на хуторах, возил им лекарства, продукты и старался как-то иначе помочь. Какова была реакция "изысканного" общества сытой Риги? Насмешка, издевательство, брань. Легкомысленный популист / полудурок. По-прежнему он остается в памяти народа преимущественно благодаря своим бананам.
Зато надменный циничный миллионер Андрис Шкеле вплоть до 2002 года в газете Diena (аналог нынешнего общественного СМИ) считался выдающимся государственным мужем, "лучшим премьером всех времен", вопреки не скрывавшейся "прихватизации" латвийской пищевой промышленности принадлежавшей ему группой Ave Lat с последующей распродажей.
Чуть позже благодаря безжалостной консолидации бюджета популярности удостоился Валдис Домбровскис - и до сих пор считается одним из самых достойных премьеров. Так что спрос на болезненные действия и горькие лекарства со стороны латвийского общества остается без изменений. Вот и эти высказывания Кариньша воспринимаются как ответ на соответствующий социальный запрос.
Предложение простое. Сообщается, что в Латвии катастрофическая демографическая ситуация, не менее катастрофическая возрастная структура, и тогда, после этого известия, высказанного трагическим голосом, объявляется решение. Нет, вовсе не внедрение солидарного налога с миллиардной прибыли банков. Банки для Кариньша - святое. Да и тот факт, что подоходный налог с предприятий составляет всего 2,7% от общей суммы собранных налогов, не дает Кариньшу повода для поисков денег в этом направлении.
Там везде люди бизнеса, которые уже от природы - хищники с острыми зубами. Вырвать у них из пасти даже малейший кусочек - опасно. Можно и самому нарваться. Другое дело - травоядные-пенсионеры. Точнее сказать, еще более уязвимая и менее защищенная категория - люди предпенсионного возраста. Их можно обдирать сколько влезет. Как ту курицу у Сталина.
То, что в Латвии одна из самых маленьких продолжительностей жизни в ЕС, Кариньша не волнует. Системе здравоохранения денег можно не давать. Зато их можно взять из фонда соцстрахования. Точнее, деньги отлично экономятся, если людям дольше не платят пенсию. Даже не хочется говорить, насколько мерзко все это звучит. Именно мерзко. Другого слова нет.
Иногда кажется, что Кариньш играет в какое-то внутреннее казино и ощущает азарт - ну сколько еще этот глупый народ выдержит? Неужели он спокойно вытерпит и этот плевок в лицо? Неужели они и это воспримут как золотой дождичек из окна высокого дома? Если так, то этот народ можно месить, сколько захочешь и как захочешь.
Я писал о провинциальном комплексе неполноценности, который проявляется как неискоренимый страх по поводу того, как мы будем выглядеть в чужих глазах. Только бы кто чего-то плохого не подумал. Нужно угождать другим, даже если это угождение происходит за свой счет.
Вот как это выглядит на практике. Инга Сприньге, защищая дальнйшее нежелание российских граждан выучить латышский хотя бы чуть-чуть: "Ну, вряд ли, если бы на российскую границу начали свозить тысячи пенсионеров, слезы, у многих в России ничего нет, не думаю, что сюжеты Би-би-си и Си-эн-эн вызвали бы симпатию к Латвии".
Неважно, как себя чувствуют граждане Латвии, которым нужно уживаться с этими российскими гражданами - ненавистниками Латвии, латышей и латышского языка. Главное - что подумают зрители Би-би-си и Си-эн-эн.
И в завершение - самое важное. Если вы про себя скажете: ну да, но ведь Сприньге права, так оно и есть, ясно, что зрители Би-би-си и Си-эн-эн не будут на нашей стороне, то не удивляйтесь, что такие, как Кариньш, вечно будут за ваш счет латать бюджет и поднимать пенсионный возраст до бесконечности. Тех, кто всегда всем старается угодить, скажем вежливо, все и используют.