Сами переговоры о налоговой реформе, по его оценке, были «идеальным штормом», партии коалиции «частично остались у разбитого корыта», и чем все кончится, пока неизвестно.
По словам Закатистова, одна из возможностей пополнить госбюджет — это переделить между государством и самоуправлениями пропорцию подоходного налога с населения (ПНН), который они получают. Сейчас в казну самоуправлений поступает 80% ПНН, а если эту долю изменить, больше средств высвободилось бы на повышение зарплат в госсекторе, и не только зарплат медиков, учителей или работников органов внутренних дел — но это вопрос грядущей дискуссии, признал политик.
Вице-президент Латвийской торгово-промышленной палаты Элина Ритиня, со своей стороны, указала: Минфин хочет получить дополнительные деньги, и изменения в налогах, которые были бы сделаны просто ради изменений, выглядят непонятно. В таком случае целесообразнее уж пересмотреть распределение сборов ПНН, сказала она.
Ритиня также добавила: по данным Службы госдоходов, соцвзносы хотя бы с минимальной зарплаты не платятся за 269 тысяч из примерно 900 тысяч трудящихся. Причем 180 тысяч — вовсе не самозанятые лица и не трудоустроенные на микропредприятиях люди, они работают в общем налоговом режиме. С введением минимальных обязательных соцвзносов было бы слишком много неразберихи, как именно уплату контролировать, пояснила Ритиня. Например, если суммировать годовые доходы персон, не получится ли так, что 290 тысяч человек станут в будущем году получать к оплате счета по 180 евро в месяц.
Атис Закатистов выразил убеждение, что работающим на микропредприятиях следует переходить в статус самозанятых лиц, и если человек не захочет платить за себя больше взносов обязательного соцстрахования — это будет его личный выбор, в отличие от работников микропредприятий, не имеющих шансов обеспечить себе больше социальных гарантий.
Сейчас лучше всего было бы перенести часть налогового бремени с рабочей силы на потребление, заявил еще один участник дискуссии — экономист Банка Латвии Улдис Руткасте. Это не сократило бы поступления в бюджет государства, стимулировало бы занятость, рост народного хозяйства в ближайшие годы и стало бы «целенаправленной реформой», сказал он.
Закатистов возразил, что «бремя на потребление» означает повышение НДС, но в теперешней политической ситуации повышать НДС «было бы безумием», это политически невозможно.
Руткасте в ответ подчеркнул, что повышение НДС создаст проблемы с политической, но точно не с экономической точки зрения. Да, оно вызовет некоторую инфляцию, но теперешняя инфляция ведь очень низка. Люди с фиксированными доходами и получатели пособий ощутят это, но с ростом экономики бюджетные поступления вырастут, и государство сможет это компенсировать, так что это может стать политической проблемой, но не проблемой для экономики.