Работник «чистыми» получит дополнительные 50 евро, а для работодателя это дополнительная нагрузка. Представитель сети магазинов Citro Имант Келмерс указал, что в период Covid-19 большая часть предприятий борются за выживание. «Чтобы обеспечить оборот, просят пособия по простою. Сейчас, принимая такое решение об увеличении минимальной зарплаты с 430 до 500 евро, это означает, что предпринимателю нужно дополнительно платить 80 евро. Это большая нагрузка, и действительно ли сейчас подходящий момент для такого, ведь экономическая ситуация неблагоприятна», — сказал Келмерс.
В Citro люди получают больше «минималки», поэтому прямого влияния решение на эту сеть не окажет. По данным Центрального статистического управления, в 143 тысячи латвийцев получают «минималку» или даже меньше, большинство их них трудоустроены в частном секторе. Келмерс допускает, что в основном это сотрудники маленьких предприятий, которые и так сражаются за выживание, и дополнительная нагрузка может и не принести желаемого результата.
«Минималку» повысить надо, но не сейчас, ведь экономика переживает не лучшие времена, считает глава правления охранного предприятия G4S Latvia Эдгар Залитис. Он считает, что в этом случае есть и подводные камни.
«Я выберу самый экстремальный пример. Наш клиент — Служба госдоходов, да, все хорошо, конкурс выиграли. Учтено, что в конкурсе приняли участие компании, которые платят налоги. Но в этом договоре, который у нас с СГД, не предусмотрено изменение цены в случае, если меняется минимальная зарплата. Для нашей компании это внушительная потеря прибыли, или даже убытки. Нет механизма компенсации, увеличение минимальной зарплаты возложено на плечи предпринимателя», — говорит Залитис, отмечая, что в G4S Latvia работают более 1200 человек, большинство получают почасовую оплату.
Увеличение «минималки» действительно станет серьезной нагрузкой для предпринимателей, указывает Лига Лейтане, лектор и исследователь факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета. Серьезнее всего влияние будет в регионах, считает она.
«Люди реально работают 0,1, 0,2, 0,3 ставки, и очень счастливы, что могут заработать, пусть и меньше минимальной зарплаты. Работодателю надо будет подумать не только о том, как обеспечить работников и платить минимальную зарплату, но и серьезно подумать о труде, где нет нужды в человеке на полную ставку. И если сотрудник за все свои труды не сможет заработать минимальный уровень, тогда работодателю предстоит доплатить социальные взносы», — говорит Лейтане, отмечая, что принятие таких решений в период кризиса является недальновидным, возможно, предприниматели оптимизируют расходы, и, например, вместо трех сотрудников оставят только двух. Лейтане считает, что вопрос увеличения «минималки» — палка о двух концах, ведь в выигрыше работники, которые дополнительно получат 50 евро каждый месяц.
Директор департамента рынка труда Министерства благосостояния Имант Липскис указывает, что последний раз «минималка» была увеличена три года назад. Кроме того, важно, чтобы минимальная зарплата приближалась к среднему по стране уровню, который составляет более 1000 евро.
«В следующем году мы планируем предложить пересмотреть порядок и договориться, где эти показатели, к которым привязать минимальную зарплату, чтоб она была адекватной, обоснованной, рациональной. Чтобы не было такого, что раз в три года ее пересматривают и все. Всеобщая международная практика такова: минимальная зарплата должна составлять 45-50% от средней по стране», — сказал Липскис.