Канцлер ФРГ Ангела Меркель рассказала о том, при каком условии она может уйти в отставку, отвечая на вопрос посетителей презентации книги "Позиция — это сила" бывшего министра юстиции ФРГ Сабины Лойтхойссер-Шнарренбергер. Ответ был облечён в завуалированную форму: если необходимость идти на компромиссы на работе приведёт к "продолжительной деформации" её личности.
Напомню, Сабина Лойтхойссер-Шнарренбергер была министром юстиции в правительстве Коля с 1992 по 1996 год, а также в правительстве Меркель. В первый раз в отставку она ушла в результате несогласия с позицией своей партии (Свободная демократическая партия) по вопросу прослушивания граждан. Лойтхойссер-Шнарренбергер выступала против расширения прав государства вмешиваться в частные дела, а партия поддержала в этом вопросе консервативное руководство ХДС.
Вопрос к Меркель именно на презентации книги экс-министра юстиции прозвучал не просто так. Обсуждалась проблема противоречия государственных интересов и личных свобод. По словам Меркель, на фоне террористической угрозы люди справедливо ожидают, что государство обеспечит их безопасность, но будет при этом заботиться о свободе личности.
Каждый политик, по словам канцлера, должен постоянно задаваться вопросом, насколько далеко он готов зайти в поисках компромисса. При этом Меркель не обозначила личный предел, отметив, что "уходить в отставку пока не собирается". Так может ли возникнуть ситуация, в которой канцлеру придётся идти на компромиссы со своими принципами, которые она должна, как лидер ведущей страны ЕС, неукоснительно блюсти?
Проблема в том, что да! И уже скоро. В связи с дискуссией о прослушке двадцатилетней давности вспоминается скандал с прослушкой самой Меркель, осуществляемой Соединёнными Штатами. Формально это делалось в целях безопасности, для борьбы с терроризмом. Но ведь это противоречит принципам ЕС. Да что там принципам ЕС — фундаментальным понятиям о демократии и человеческих свободах. Правда, тут на компромисс с совестью шла не сама Меркель, а люди из американских спецслужб. У них, впрочем, проблемы с угрызениями совести явно отсутствуют, как и сама совесть, — такая работа.
Проблема Меркель в том, что Евросоюз для американцев — это пустой звук. Они слушали, слушают и будут слушать. И это болезненный удар как по репутации перед избирателями, так и по личному самолюбию. На фоне того, как по всей Европе усиливаются евроскептические настроения, продиктованные политикой Брюсселя и лично фрау Меркель, происходящее в ЕС идёт явно не на пользу электоральным возможностям канцлера.
Впрочем, есть ещё один момент. ЕС переживает глубочайший кризис. Его составными частями являются миграционный кризис (и тут прямая заслуга Меркель), финансовый кризис и т.д. Некоторые видят самым простым выходом из него покинуть тонущий корабль. Что сделала Великобритания.
Многие аналитики предсказывают дальнейшее ухудшение ситуации: распад еврозоны, крах Шенгена — всё это ещё вчера казалось кошмарным сном, но уже завтра может стать реальностью. Иными словами, уничтожается то, ради чего ЕС и создавался, — свободное перемещение людей, товаров и капиталов. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми: восстановление границ, национальных экономик и неизбежные торговые, миграционные и т.д. конфликты внутри ЕС.
И сегодня многие предсказывают, что выходом из этой ситуации может стать не только восстановление национального суверенитета государств, но и сворачивание в них демократии в нынешнем понимании, вплоть до установления авторитарных режимов.
И возникнет проблема противоречий государственных интересов и личных свобод граждан. И тогда госпоже Меркель могут припомнить тот самый вопрос, отвечать на который придётся без сослагательного наклонения. Даже если не сгущать краски, возможно, что рост террористической угрозы в ЕС заставит немецкое правительство вернуться к обсуждению противоречий свободы личности и безопасности государства. И даже перейти к применению спорной с точки зрения европейских идеалов практики.
Что тогда? Не приведёт ли работа канцлера к "деформации личности"? И если перед Меркель встанут вопросы, которые без компромиссов невозможно будет решить, что она тогда будет делать? Вспомнит ли о своём обещании? Ведь это самая натуральная ловушка.
Впрочем, у всего выше сказанного есть маленькое "но": для того чтобы попасть в эту ловушку, ей предстоит всего-ничего… снова стать канцлером уже в этом году. А как мы видим, у стремительно набирающего популярность Шульца на этот счёт свои планы.