Политические разговоры
Как пояснил «Фонтанке» Николай Солодников, причиной для заявления стал визит, который совершили в четверг, 23 июня, в библиотеку Маяковского сотрудники ФСБ. «Пришли три человека – два подполковника и еще какой-то сотрудник. У них был документ за подписью начальника УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Это было поручение отделу по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом провести оперативно-разыскные мероприятия в связи с тем, что библиотека заключила со мной трудовой договор».
По словам нашего собеседника, его в этот момент не было на работе. Тем не менее силовики осмотрели кабинет Солодникова и заглянули в компьютер, пролистали бумаги, а также провели выемку техники из отдела кадров. «Якобы трудовой договор со мной был фиктивным, случилась крупная растрата бюджетных средств», – уточнил мужчина.
Однако для Солодникова связь между активностью чекистов и деятельностью «Диалогов» очевидна: «В течение полутора лет ФСБ регулярно, примерно дважды в месяц, проводило беседы с администрацией библиотеки о «Диалогах». Интересовались проектом, тем, кто его финансирует, кто его идеолог, зачем он нужен. Им терпеливо объясняли, что «Диалогами» занимается общественная организация «Открытая библиотека», которую возглавляет Николай Солодников. Что библиотека Маяковского этому рада, потому что это соответствует её целям, создаёт общественный резонанс. Но, видимо, объяснения бывают бесполезны», – вспоминает замгендиректора Маяковки.
Теперь к должности Солодникова можно добавить приставку «бывший»: он подтвердил, что написал заявление об уходе. «Диалоги» вряд ли возобновятся на другой петербургской площадке, однако, возможно, в будущем продолжатся за границей.
Латвия
То, что над «Диалогами» висит Дамоклов меч, было понятно уже давно. Проект, созданный, чтобы организовать обширную культурную дискуссию, слишком часто подступался к политике. Среди гостей, приглашенных выступать в главную городскую читальню, с одной стороны, были министр культуры Владимир Мединский или гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. С другой, – скептически относящаяся к России нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, бывший редактор «Дождя» Михаил Зыгарь, эмигрировавшая в Великобританию оппозиционная журналистка Маша Слоним, псковский яблочник Лев Шлосберг, заявивший о гибели в Донбассе российских десантников.
Самый яркий инцидент приключился в 2015 году с украинским депутатом и одним из лидеров Майдана Мустафой Найемом. Он должен был дискутировать с Владимиром Познером на тему «Россия – Украина: что делать». Однако против заграничного политика выступило движение «Антимайдан», обратившееся к губернатору Петербурга, и, по словам организаторов «Диалогов», грозившее украинцу физической расправой. В результате приезд Найема из соображений безопасности пришлось отменить.
В ФСБ не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть «Фонтанке» выемки в библиотеке. Однако, как говорят источники в правоохранительных органах, визит, в действительности, состоялся, но 26 июня, а не 23-го. Чекистов интересовал жизненный график Николая Солодникова, в частности, то, что он слишком много времени проводит за границей. Напомним, супруга Солодникова, журналист Катерина Гордеева, ведет в Риге похожий на «Диалоги» проект «Открытая лекция», бывший замдиректора Маяковки ей в этом помогает. В 2015 году в интервью порталу «Freecity» Гордеева даже призналась, что семья купила маленький кусочек латвийской земли, «позволяющий иметь вид на жительство».
Глава комитета по культуре Константин Сухенко также посоветовал «Фонтанке» обратить внимание на место жительства Солодникова. По словам чиновника, слишком частые визиты в Латвию вызывают вопросы, а это заставляет сомневаться в источниках финансирования «Диалогов». Как отмечает глава культурного ведомства, даже директор Маяковки Зоя Чалова не знает, кто дает деньги на проект, хотя приезд высоких гостей организовать недешево.
– Смольный в лице комитета никогда не давил на руководство библиотеки. Хотя мы разговаривали о «Диалогах» с Зоей Васильевной, несколько раз даже высказывали опасения относительно приглашаемых персон.
– Константин Эдуардович, а вы готовы поддержать «Диалоги», что-то сделать, чтобы проект возобновился?
– Если проблема в том, чтобы давать возможность как можно больше высказаться тем, кто не любит мою страну, я бы от этого воздержался, – заметил Константин Сухенко. – Если имеется в виду более или менее корректная дискуссия по актуальным проблемам, то почему бы и нет. Я люблю свою страну и не люблю, когда ее ругают.