Когда 18-летняя Александра Орлова, выпускница рижской школы, рискнула поступать в Сорбонну, она и не подозревала, с какими трудностями ей придется столкнуться...
Когда оперившиеся птенцы выпархивают из родительского гнезда, мы, конечно, желаем им высокого полета. Заботливые папы и мамы высматривают лучшую поляну для старта отпрысков. И, само собой, западное направление представляется более перспективным. Но лучшие университеты Европы и Америки -- это о-очень дорогое образование, оно по карману немногим. Хотя есть исключения -- престижная Сорбонна. Здесь граждане ЕС могут учиться бесплатно -- но только на языке Мольера и Бальзака. Правда, жилье и сама жизнь в Париже недешевы.
Александра Орлова, приехав в Ригу на летние каникулы, рассказала о сложностях, специфике и возможностях французской высшей школы, а также особенностях студенческой жизни в столице Франции.
Вы из какой Сорбонны -- №1 или №13?
-- Я училась в Риге в частной школе, обучение было на русском и латышском языках. В нашем классе были всего восемь учеников. Я долго не могла определиться, куда хочу поступать, но и вариант остаться в Латвии тоже рассматривала, даже поступила здесь в один университет.
Большинство моих друзей поступали в английские вузы. Англия -- это близко, там огромное количество университетов, агентства, помогающие оформить все документы, легкодоступный кредит на обучение.
На этой волне и я поступила сразу в несколько престижных британских университетов. Но Англия, если честно, меня никогда не привлекала. Другое дело Франция. Французский язык я учила на протяжении нескольких лет. Решила, что все же пробую поступить в Сорбонну. Обучение в этом университете считай бесплатное. В начале учебного года студенты вносят лишь 300 евро за студенческую страховку и пользование библиотекой.
На мой выбор повлияла и моя учительница французского -- профессор Латвийского университета, сама когда-то окончившая Сорбонну. Она и помогла мне с поступлением, которое оказалось очень непростым.
Сразу внесу ясность: Сорбонна еще в прошлом веке разделилась на 13 вузов разного профиля. Они так и идут под номерами: первый, второй, третий и т. д. Название «Сорбонна» закреплено только за тремя университетами: первым, третьим и четвертым.
Я поступала в первый -- на историю искусств. Этот вуз входит в двадцатку лучших университетов в мире по данному факультету, а во Франции он №1. Почему выбрала именно это направление? В школе мне очень нравился предмет культурология, мой дедушка художник, а папа с детства прививал любовь к искусству. Вот и подумала, что самый подходящий факультет для меня -- история искусств. Хотя о будущей профессии у меня было весьма смутное представление. Про себя я думала: не понравится -- всегда смогу вернуться...
Французская головоломка
-- Начала оформлять документы. Это оказалась ужасно сложная процедура. Сайт, через который я подавала документы (через него же подают и сами французы), очень путаный, даже местные не могли мне помочь в нем разобраться.
Администрация Сорбоннского университета не отвечает ни на электронные письма, ни на звонки. Анкета абитуриента составлена так мудрено, что мне пришлось много раз ходить за разъяснениями в латвийский Институт французского. Нужно было сдать кучу тестов, оформить страховку, свидетельство о гражданско-правовой ответственности, грамотно составить мотивационное письмо, CV и т. д.
А параллельно я оканчивала школу. Чтобы себя мотивировать, подписалась во всех социальных сетях на красивые парижские блоги, смотрела французские фильмы и вдохновлялась романами Франсуазы Саган.
Самое сложное было сдать экзамен по французскому языку на степень B2. Причем сдать надо было до 31 мая. Но в Риге этот экзамен принимают либо в июне, либо в декабре. Пришлось лететь в Будапешт и сдавать там. Вдобавок всем этим я занималась в промежутке между школьными экзаменами. Когда узнала, что все сдала и принята в Сорбонну, не могла сдержать слезы радости...
Конкурс арендаторов
-- 1 сентября я пришла в университет. Я-то представляла, что это будет старинное здание в версальском стиле, а оказалась заурядная бетонная коробка в китайском квартале. Непрезентабельные аудитории, ужасный запах из туалетов... Но это было далеко не первое мое разочарование в Париже. Оказалось, что найти крышу над головой в этом городе ох как непросто.
Первый месяц я жила у знакомых моей семьи. Потом приехала моя мама, и мы начали искать жилье. В Париже съемные квартиры расхватывают как горячие пирожки. Открываете объявление -- телефона нет, только адрес и дата: суббота, 10 утра. Приезжаем -- стоит очередь, все приехали со своими досье. Хозяин выбирает, с кем заключить контракт, и требует поручителей.
Владельцы недвижимости разборчивы. Тому есть причина: во Франции закон запрещает осенью и зимой выселять арендаторов, даже если они не платят, поэтому надо иметь гаранта, который в случае вашей неплатежеспособности берет все расходы на себя. При такой конкуренции претендентов мы понимали, что мне, иностранке, студентке, не имея во Франции гаранта, ничего не светит. Да и цены там заоблачные. Студия -- начиная от тысячи евро!
Была жара под 40 градусов, мы с мамой обошли шесть квартир -- и все впустую. Знакомые подсказали, что кто-то за хорошую цену сдает 10-метровую комнату. Поначалу мы ее и смотреть не хотели. Но когда поняли, что ситуация безвыходная, посмотрели этот вариант.
Оказалось, квартирка не так уж плоха, главное -- чистая, в прекрасном районе и полностью пустая. За несколько месяцев мне удалось превратить ее в довольно уютное гнездышко.
И тут началась самая тяжелая пора моей жизни.
Мама уехала. Пошли студенческие будни. Я сидела на лекциях и многого вообще не понимала. А в университете меня уже завалили работами и дедлайнами. И во всем огромном Париже у меня не было ни одного знакомого, кто мог бы меня поддержать. Студенты-французы с однокурсниками не общаются и даже не здороваются. Не то чтобы они были заносчивы -- но у парижан принято, чтобы кто-то тебя им представил.
Я выросла в большой семье, дома всегда шумно, много людей. И вдруг полный вакуум. Первый месяц мне было очень одиноко, я была на грани депрессии. Ко всему меня терзали сомнения: нужно ли мне вообще то, чему я учусь на факультете.
Я представляла, что мы будем изучать художественные стили, направления, школы... А нам преподавали историю, философию, литературу, географию, информатику... Что оказалось намного интереснее, но и сложнее. Это теперь я понимаю: чтобы разбираться в искусстве, нужно понимать контекст каждой эпохи.
Но первые два месяца я не раз порывалась все бросить и вернуться в Ригу. Что меня удержало? Жалко было затраченных усилий и денег: у меня уже был подписан годовой контракт на аренду квартиры, куплена мебель, оплачены авансом счета за электричество и телефон, да и себя хотелось испытать -- всем известно, что первые несколько месяцев в чужой среде самые сложные...
Спасибо тебе, Интернет!
-- К счастью, моя вынужденная изоляция в конце концов закончилась. В Сорбонне в том учебном году впервые открыли курс по французской литературе для иностранцев. Я на него записалась. Туда пришли русские девочки и ребята с других факультетов. Так у меня появился круг общения. Он расширился и благодаря моему блогу в Instagram, где я стала рассказывать о своей жизни в Париже. Нашлись знакомства и на Facebook в группах «Русские в Париже», «Русский Париж».
Мне стали писать соотечественники из России и русские ребята, которые, как и я, учатся во Франции. Мне часто пишут ребята со всего мира, приезжающие на несколько дней в Париж, бывает, что мы встречаемся, гуляем, делимся интересным опытом и знаниями. У меня появились друзья, по-настоящему близкие мне по духу.
А еще я начала вести видеоблог на YouTube, где делюсь практической информацией о жизни во Франции с теми, кто намерен здесь учиться, отвечаю на их вопросы.
Еще спасло меня то, что еще в Риге я окончила курсы визажиста. На своем канале я также рассказываю о том, как правильно ухаживать за собой и использовать макияж, -- ведь это тоже своего рода искусство. Буквально за полгода у меня набралось более 20 тысяч подписчиков. Благодаря своей аудитории мне удалось пережить столь тяжелое для меня время -- каждый день я получала множество теплых комментариев...
Где сохранился настоящий Париж?
-- Многих туристов Париж разочаровывает. Потому что гиды их везут на Монмартр, который сейчас ужасно грязен в основном из-за самих же туристов, на Елисейские поля, где сплошные магазины, толкотня и воруют кошельки, в Лувр, где невозможно обойти 20 километров залов, и, наконец, все идут к Эйфелевой башне, где проходу не дают цветные торговцы дешевыми сувенирами.
Но есть совсем другой Париж, сохранивший свое очарование: Латинский квартал, где живут только местные; там чудесные парки и достаточно безопасно. Есть бульвар Сен-Жермен и богемный 16-й квартал, где иностранцам почти не сдают квартиры, и много других чудных уголков...
Будущее туманно, но всё равно прекрасно!
-- Чем я буду заниматься после окончания университета, пока не представляю. Мне хотелось бы быть экспертом по оценке произведений искусства или заниматься организацией художественных выставок и аукционов. Но путь к этой цели очень длинный, а конкуренция в этой сфере во Франции очень высока.
Но, может быть, я применю свои знания и в каком-нибудь другом деле, потому что разбираться в искусстве -- это важно для любого желающего стать интересным и эрудированным человеком, знать историю, потому что она всегда повторяется. А пока я просто получаю удовольствие от учебы.
Если бы мне кто-то в свое время сказал, с чем я столкнусь в Париже, не думаю, что я сюда поехала бы. Тогда мне неоткуда было взять достоверную информацию, поэтому сейчас я с радостью делюсь своим опытом с теми, кто хочет учиться, работать или учить язык во Франции. И горжусь тем, что самостоятельно преодолела трудности и стрессы...
Наталья СЕВИДОВА