Это кажется невероятным, но Катя, годами прикованная к инвалидной коляске, умеет радоваться жизни намного больше, чем совершенно здоровые люди. Трудно представить, как живется девушке, которая не может встать на ноги, самостоятельно умыться, одеться и поесть, поднести к уху телефон… Но она не позволяет себе раскиснуть и скатиться в депрессию.
То, что ей очень нужно сейчас, можно назвать «вспомогательной рукой» — это электронное приспособление Armon Elemento. Умное приспособление, изготовленное в клинике в Нидерландах по индивидуальным меркам, монтируется к инвалидной коляске. А дальше… оно помогает делать то, чего Катя совсем не может сегодня: есть и пить, двигать руками, умываться и причесывать волосы, чистить зубы, поднимать и опускать предметы.
Это кажется чудом из области научно-технической фантастики. «Электронный держатель» Armon Elemento позволяет двигать руками и совершать самые разные манипуляции. Это совсем другое качество жизни, большая независимость от окружающих. Многие важные вещи становятся доступными с помощью электронного пульта. Представляете, что это значит для человека, годами лишенного подвижности?
Еще несколько лет назад Катя не могла даже сидеть и большую часть жизни, в основном, смотрела на мир из горизонтального состояния. Потом, после нескольких тяжелых операций на позвоночнике, она смогла пересесть в инвалидную коляску. И это для нее стало прорывом. Сейчас она сама может передвигаться не только по квартире, но и на улице, нажимая пальчиками на пульт.
Но ни одеться, ни встать с коляски, ни умыться, ни поднести ко рту еду Катя сама не может… У нее работают только пальчики на руках. И этими пальчиками она набирает тексты в компьютере и телефоне, общаяcь с друзьями и делая посты в социальной сети. И еще она умудряется работать, что вообще очень трудно даже представить.
По характеру Катя оптимист и немного кокетка. А по образованию психолог. Когда случается тяжелый период и накатывают приступы отчаяния, она не хнычет и не опускает руки, а… просит подругу покрасить ей волосы в новый цвет.
Катя – человек с очень независимым характером. Она сама старается заработать себе на жизнь и лечение. Мамы и папы у нее нет. Живет она в маленькой квартирке в Огре с младшей сестренкой. Год назад у нее появился большой друг – щенок Шанти. Любимая собака – еще один повод для радости.
Сама она говорит о новом друге так: «За наш с Шанти год было много эмоций: радости, любви, слёз, гордости и куча сожранных ею вещей. Есть фраза, что друзей нельзя купить, и то самое исключение из правил – покупка собаки. Именно собака любит тебя просто потому, что ты есть, собака готова с тобой радоваться и грустить в любую секунду…».
История Кати стала широко известна в Латвии в 2015 году, когда она впервые решилась открыто рассказать о себе и попросить помощи. Деньги нужны были для оплаты операции на позвоночнике, которая дала бы ей возможность хотя бы сидеть в инвалидной коляске. До этого долгие годы Катя провела, лежа в кровати. На просьбу о помощи откликнулись сотни людей, и большая сумма на операцию была собрана очень быстро. У Кати появилось огромное количество друзей.
Всего Катя перенесла три сложнейших операции в финской клинике ORTON. В среднем она сейчас может проводить сидя 8 — 10 часов. Это большое достижение, потому что каждое движение способно причинить ей боль.
У нее можно учиться тому, как добиваться цели. Катя – очень упорная и поблажек себе не дает. Она несколько лет заочно учится в Московском институте психоанализа. Чтобы завершить учебу, нужно туда ехать лично — пока что для Кати это очень сложно.
Она постоянно работает – набирает в своем айфоне рекламные тексты на латышском и русском языках, модерирует сайты и таким образом зарабатывает скромные деньги на жизнь для себя и своей младшей сестры.
Заболела она в полтора годика. Врачи поставили тяжелый диагноз: спинальная амиотрофия Кугельберга — Веландер (SMA). В результате этого заболевания перестают функционировать мышцы, деформируется позвоночник, сдавливает внутренние органы. У Кати, помимо сильнейшего искривления позвоночника, искривились и тазобедренные суставы, они зажали нервы, и это причиняло постоянную боль…
В 2009 году, когда Кате было 17 лет, она потеряла маму, и это стало для нее страшным ударом. После этого несколько лет Катя жила в Риге у маминой сестры, которая за ней ухаживала – в «хрущевке» на 5 этаже без лифта. Бывать на воздухе не было практически никакой возможности. А сейчас они с сестричкой вернулись в Огре в квартиру на 1 этаже, которую мама начинала ремонтировать для удобства Кати — дверные проемы в комнатах и ванной широкие, и инвалидная коляска проходит легко. И Катя может выезжать на улицу по пандусу, установленному у подъезда.
Сестрички-подружки
16-летняя Ника – самый близкий человек для Кати. Она еще учится в школе, но старается изо всех сил помогать сестре – бегает в магазин, убирает квартиру, готовит еду, кормит Катю, выходит с ней на прогулки, развлекает как может. А на плечи самой Кати тем временем полностью легла задача зарабатывания денег на питание, оплату квартиры, лечение и прочие необходимые для жизни вещи. Инвалидной пенсии, конечно, не хватает.
В итоге иногда работать с телефоном Кате приходится практически нон-стоп. К вечеру у нее немеют пальцы и настолько устают глаза, что она не может различить даже самый крупный шрифт.
На улицу Катя сейчас может выезжать самостоятельно – новая коляска, сделанная по специальному проекту в Германии, позволила ей хоть на немножко приблизиться к той жизни, которой живет большинство людей, у которых здоровые руки и ноги. Коляской она управляет с помощью джойстика.
Спасибо добрым людям
Когда Катя впервые четыре года назад решилась опубликовать свое письмо-просьбу о помощи, она поняла, что в борьбе со своей болезнью она не останется одна.
«Были знакомые, которые говорили мне, что просить помощи у чужих некрасиво. И я долго не могла этого сделать, — рассказывает Катя. — А сейчас каждый день убеждаюсь, как много отзывчивых люди у нас живет. Любой прохожий в Риге обязательно поможет перевезти мою тяжелую коляску через дорогу с трамвайными путями или высокими бордюрами. Я точно знаю, что как ты относишься к людям, так и они к тебе. Очень часто мне предлагают помощь — отвезти к врачу, например, или просто вместе погулять. Простые мелочи, но они говорят о том, как много людей с добрыми сердцами».
Помимо забавной Шанти, которую Катя обожает, у нее живут также кошка Кера и кот Маффин, которых она буквально спасла от гибели – просто решила подобрать на улице. «Очень люблю, когда кошка рядом со мной спит. И когда ее чешешь около мордочки, она как сверчок издает звуки. Или лижет руки и лицо», — улыбается Катя.
А еще Катя очень любит цветы – орхидеи, пионы и особенно ландыши, потому что это были мамины любимые цветы. Ей нравится, когда сестричка Ника что-то готовит или печет, потому что запах домашней выпечки — прямая ассоциация с мамой, с домашним уютом.
Одно из главных свойств ее характера – умение радоваться всему, что дарит жизнь. Она по возможности бывает в театре и на концертах, встречается с друзьями – и все ей рады.
Каждый выход в свет приносит ей огромную радость и дает силы дальше жить и бороться с болезнью. А с новым приспособлением для руки она сможет быть более самостоятельной. И делать необходимые для себя вещи. Как правило, обыденные бытовые навыки, которыми мы владеем с детства, мы просто не замечаем, но невозможно даже представить, насколько это важно для Кати.
Стоимость электронного девайса – «держателя руки» Armon Elemento — 17776 евро. Плюс дорожные расходы – потому что устройство надо не только заказать и изготовить, но точно подладить конкретно для Кати и её инвалидной коляски. Сейчас Катя ведет с клиникой активную переписку и уточняет детали. Это для нее жизненно важно.
Помочь Кате можно одним звонком.
Телефон 90006384 - плата за звонок 1, 42 евро - работает всего одну неделю
Благотворительный фонд BeOpen открыл счет помощи для Кати Лебедевой.
Банковские реквизиты для перечислений помощи:
Благотворительный фонд BeOpen
Регистрационный Nr.: 50008218201
Номер счета: LV59 CBBR 1123 2155 000 10
Цель платежа: Зеленая лампа. Помощь Екатерине Лебедевой.
Комиссионные с денег, поступивших на счет, не берутся.