- Мэр Риги начал кампанию встреч с горожанами в микрорайонах города. Как она проходит?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Можно понять, откуда эта идея появилась у г-на Стакиса – не он придумал встречи с жителями во дворах. Но дело даже в другом : когда мэр идет и обсуждает с жителями те проблемы, которые надо решить – это одно дело. А когда он принимает решения, которые не нравятся подавляющему количеству жителей города, а потом приходит и непонятно о чем рассказывает – это совсем другое.
Будет он еще столбики устанавливать или не будет, когда заасфальтируют грунтовые дороги, как это было обещано, будет ремонт дорожного покрытия осуществляться в те сроки, в которые намечено – вот те вещи, о которых говорить на этих встречах не будут. Вместо этого рижанам расскажут о том, сколько велодорожек построено и столбов поставлено.
Я еще раз хочу напомнить мэру Стакису – если ты хочешь встречаться с жителями, на встречах надо советоваться с ними по поводу того, что и как делать. А судя по тем хаотичным и непродуманным решениям, которые принимает рижская власть, и последствиям, которые мы чувствуем на себе – результат встреч такой, какой он есть (смотрите на фото) и объективно видно, насколько рижане хотят встречаться с этим мэром.
- Продолжается активное обсуждение вопросов вакцинации. Накануне 1 сентября появились совсем уже нелепые слухи о том, для чего, на самом деле, будут браться еженедельные тесты у школьников…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Да, я читал эти обсуждения, опасения людей, что анализ слюны у школьников – это, на самом деле, завуалированный способ получения ДНК у наших детей. И люди обеспокоены этим. Я хочу сказать: «Ну не сходите вы уже совсем с ума! Ну давайте хоть иногда «включать» голову!» Если кому-то нужно взять ДНК, есть масса других способов. А вот говорить об этом, прикрываясь заботой о безопасности своих детей – это не просто глупо, это переходит все границы!
Тем родителям, которые так беспокоятся о безопасности детей, я бы посоветовал задуматься, лучше, о другом: 1 сентября на носу, одичавшие от свежего воздуха и каникул дети могут подзабыть, как себя вести на городских улицах, в транспортном потоке. К тому же, наша повальная велосипедизация – это еще один, дополнительный, фактор риска для школьников. Потому что, хочу заметить, далеко не все велосипедисты ездят по правилам, а наши дорожные власти почему-то очень снисходительно относятся к этим нарушителям. Дорогие родители, давайте думать о реальных рисках, а не о придуманных!
- Если говорить о рисках в области экономики, то тезисы, которые озвучил премьер-министр Кариньш о транзитной отрасли, кажутся, мягко говоря, сомнительными…
Янис УРБАНОВИЧ: В течение десятилетий и даже столетий географическое положение Латвии, транспортная сеть, незамерзающие порты были активом нашей экономики, гарантировавшим работу и доходы тысячам людей. Но если смотреть через призму Кариньша, то «это остановило развитие нашего государства на 10 – 15 лет». К тому же, «отдельные индивиды от этого, может быть, становятся богаче, но государство богаче не становится».
Неужели все эти десятки тысяч людей, которые работают на железной дороге, в сфере перевозок, портовой отрасли и которым транзит обеспечивает хлеб насущный, в понимании руководителя нашего государства являются «богатыми индивидами», которые вогнали в бедность наше государство? Если сегодня кто-то пытается говорить о Латвии как о мосте между Востоком и Западом, то с этим человеком все ясно – ретроград или «агент Кремля».
Несомненно, пиаровская акция мэра Риги и министра иностранных дел против флага Белоруссии была глубоко символической и действенной. Зарубежная пресса сообщала, хвалили за смелость. Но значительный объем белорусского транзита ищет другие пути, обходя наши границы. Кому мы отомстили – неадекватному диктатору или его и своему народу? Кому больнее?
«Latvijas dzelzceļš» уже сообщил, что в этом году уволит 700 работников. В дополнение к тем примерно 1500, которые потеряли работу еще в 2019/2020 годах. Очень хочется знать, когда и где их примет умная реиндустриализация? Между прочим, правительство уволенным железнодорожникам и железнодорожникам, которых еще уволят, подготовило особый подарок. Те, кто из-за сокращения штатов решили выйти на пенсию, не получат ее в полном объеме.
«Latvijas dzelzceļš» договорился со Службой госдоходов о продлении срока взносов социального страхования еще на три года. Люди работали, а платежи за них не вносили, следовательно, и пенсии меньше. Думал ли об этом Кариньш, когда говорил о вреде, который наносит транзит? Сделают ли бедные люди государство богаче?
- Смотря со стороны Евросоюза, есть ли шансы на то, что в Латвии когда-нибудь изменится языковая политика? Станет, как минимум, хотя бы уравновешенной?
Нил УШАКОВ: В Бельгии три официальных языках - французский, голландский и в некоторых районах еще немецкий. С одной стороны, это пример взаимного уважения. Но все, конечно, непросто и очень запутано. В Брюсселе, например – два официальных языка – французский и голландский. Но говорят здесь лучше на французском. В результате голландскоговорящие жители страны жаловались, что в тех же центрах вакцинанции в Брюсселе их на голландском не всегда понимали.
А вокруг Брюсселя расположены самоуправления, где уже только один официальный язык голландский. И вот автобус, пока он едет по Брюсселю, то названия остановок показывают на двух языках. Но если маршрут выходит за пределы Брюсселя, то французский сразу отключается и остается только голландский. GPS, новые технологии, понимаете.
Нам бы в Латвии такие новые технологии – появляется где-то рядом инспектор или добровольный помощник Центра Госязыка и все автоматические перевелось на латышский язык.
Но несмотря на все сложности – основа Европы – многоязычие. В Евросоюзе 23 официальных языках, то есть все официальные языки стран ЕС. В том же Европарламенте все документы можно получить на латышском, выступать везде можно тоже только на латышском. Все будет переведено на остальных 22 языка. Я сам, правда, выступаю в парламенте на английском, мне так удобнее, у меня главное направление связано с экономикой.
Многоязычие по-европейски – это не только поддержка языков большинства. Это и поддержка языков меньшинств. И эту поддержку можно и нужно все время расширять. Например, я работаю в бюджетном комитете и в бюджет Европарламента следующего года включено мое предложение – с 2022 года парламент начнет общаться с европейцами и на языках меньшинств, включая русский.
Выступать на русском в ЕП еще не получится. Но информативные материалы, организация мероприятий или встреч с жителями – все это по запросу теперь можно будет делать и на русском.
Еще раз – основа современной Европы – многоязычие. Это будущее современного мира. Знаешь свой родной язык, знаешь другие языки. Все друг друга уважают.
Латвийская языковая политика– со штрафами, запретами, особенно запретом на школьное образование на родном языке – это даже не прошлый век. Это 19-й век и дремучая глупость. Такая дремучесть продолжает тормозить развитие нашей страны. И это надо будет менять!
Андрей Антонов.