"С точки зрения изнеженных комментаторов на Западе, Владимир Путин, Царь всея России — это неуклюжий клоун, обреченный на неизбежный провал. Но с моей точки зрения — он гений, - пишет обозреватель New York Post Ральф Питерс. - Должен признаться, что как человек мне он совсем не нравится. Но я уважаю его способности.
Последний случай, когда второстепенное государство разыгрывало свои карты так же мастерски, как это сделал Путин, произошел в 1203 году. Венеция воспользовалась Четвертым крестовым походом, чтобы ограбить христианский Константинополь, в результате получив огромное богатство и влияние. Она также разрушила защитную стену, отделявшую Европу от ислама, что обернулось семью веками джихада (который продолжается и теперь, после недолгого перерыва).
Игры Путина тоже не принесут Европе ничего хорошего. Но, подобно средневековой Венеции, он мастерски реализует свои планы.
Придя к власти в тот момент, когда Россия была слабой и совершенно беспомощной, Путин сумел снова внушить своему народу гордость за страну, восстановив внешние атрибуты великой державы. Одно из его ключевых преимуществ заключается в том, что изнеженные западные комментаторы считают его слабостью: у него неподходящий послужной список. Он не учился в правильных школах и ведет себя не так, как положено. Он был незаметным подполковником КГБ. И он груб.
Поэтому наша ханжеская элита потратила последние 15 лет на высмеивание Путина. А он потратил это время на то, чтобы обогатить свою страну, восстановить ее вооруженные силы, расширить ее территорию, увеличить ее влияние за рубежом — и унизить Соединенные Штаты Америки.
Наши дипломаты играют в бридж-контракт, лениво откусывая кусочки от изысканных сэндвичей. Путин играет в пятикарточный стад. И при этом он жульничает.
Путин наказал Грузию, вернул Крым в состав России, вторгся на восток Украины и — в апреле текущего года — спровоцировал обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией, чтобы помешать богатому нефтью Азербайджану сблизиться с Западом.
Путин поддержал Иран и продолжает поставлять ему современные ракеты противовоздушной обороны, которые сделают любой удар США или Израиля чрезвычайно разорительным.
Путин провел успешную кампанию в Сирии, разгромив слабых клиентов Америки, спровоцировав очередную волну беженцев, которые продолжают прибывать в Евросоюз, и сделав положение «президента» Башара аль-Асада во власти более прочным, чем оно было в момент начала восстаний.
Он достиг очень значительных результатов в своем противостоянии НАТО. Проводя одну опасную провокацию за другой, он не выказывает ни малейшего желания отступить. Наоборот, он получает массу удовольствия, ставя США и их президента в крайне неудобное положение.
В четверг, 21 апреля, его представитель на первом заседании Совета НАТО-Россия за последние два года цинично перевернул ситуацию с ног на голову, заявив, что именно США выступали в качестве агрессора во всех инцидентах, включая инцидент с российским военным самолетом, пролетевшим в непосредственной близости от американского эсминца в Балтийском море. Представитель Путина отчитал наши ВМС за беспечность и безрассудство.
Подобные инциденты на воде и в небе приводят в недоумение экспертов западных аналитических центров, которые считают такое поведение контрпродуктивными проявлениями глупости и просто плохих манер. Однако посмотрите на ситуацию глазами Путина. Когда его самолеты пролетают над нашими военными кораблями, он получает следующее:
• Он отправляет НАТО (особенно странам Восточной Европы, недавно ставшим его членами) сигнал: «Эй, американцы даже себя защитить не могут. Вы правда считаете, что они станут защищать вас?»
• Он отправляет россиянам сигнал о том, что именно американская армия, а вовсе не российская, слаба и немощна. Это та пропаганда, которая приносит россиянам приятное чувство удовлетворения.
• Разведка Путина изучает наши электронные системы, когда они проверяют более старые самолеты, которые он отправляет за пределы России (он никогда не раскроет характеристики своих новейших самолетов).
• Он приучает нас к агрессивному поведению, внушая нам, что не стоит реагировать на него чрезмерно остро. Если в 21 веке дело дойдет до внезапной войны, то страна, которая первой спустит курок, и станет победительницей. Он учит нас колебаться.
• Россиянам хорошо известно о низком боевом духе наших измученных скандалами военно-морских сил. Они завороженно смотрели, как иранцы похитили и пытали наших моряков — и в итоге наш госсекретарь поблагодарил их за урегулирование кризиса, который они же и спровоцировали. Теперь россияне уверены, что им все будет сходить с рук, пока во главе страны стоит Обама.
• Вспомните знаменитые слова съезда Демократической партии 1968 года: «Весь мир сморит». Путина не волнует, что о нем думает наша элита. Он работает на мировую аудиторию. И эта аудитория считает его храбрым и успешным, а нас — испуганными и неэффективными.
Разумеется, истеблишмент предпочитает реагировать на действия Путина попытками вызвать духов экономической катастрофы, делая ставку на то, что в условиях резкого ухудшения экономической ситуации Путину не удастся удержаться во власти надолго.
Стоит отметить, что путинская экономика действительно пережила тяжелый удар, в основном из-за резкого падения цен на нефть и отчасти из-за западных санкций. Но рубль и валютные резервы России стабилизировались. Импортозамещение идет полным ходом. Цены на нефть постепенно начинают расти.
Сейчас финансовое положение россиян гораздо лучше по сравнению с тем, что было до прихода Путина к власти, и — что важней всего — россияне всегда готовы к трудностям. Те лишения, которые могли бы шокировать американцев, вообще не считаются. И то, как Путин управляет страной в период экономического спада, выдает в нем настоящего мастера. Его рейтинг сейчас выше рейтингов Хиллари Клинтон и Дональда Трампа, вместе взятых.
В отличие от американских лидеров, Путин хорошо знает свой народ. Он сам некогда был частью народа. А россияне в течение многих столетий бережно хранили «миф о добром царе», находившем выражение — на фоне мошенничества и коррупции — во вздохе крестьянина: «Если б только царь знал»…
Путин продвигает этот миф на телевидении и в сети. Его четырехчасовые прямые линии — это мастерски срежиссированные театральные представления. Он принимает звонки и отвечает на электронные письма россиян, жалующихся на извечные проблемы: плохие дороги тут, коррумпированные начальники там, невыплаченные зарплаты на консервных заводах. Один взмах его руки, и все печали народа рассеиваются. Когда мы перестанем недооценивать Путина? Западные лидеры приходят и уходят, а Путин остается. Если только Господь не вмешается, Путин останется на своем троне даже после того, как следующие два или даже три американских президента покинут Овальный кабинет.
Путин уже привык побеждать. Как я уже писал в своих прежних статьях, у Путина нет задней скорости. Он будет идти только вперед, пока не ударится о стену.
И пока такой стены нет.