"Юбилей ликвидации СССР отмечали в телевизоре как-то вяло и без огонька. Ни сторонники, ни противники СССР ломать копья, по большому счету, не стали, - пишет российский аналитик Анатолий Несмеян. - Скорее всего, потому, что и первые, и вторые пришли к выводу: все уже случилось, дважды в одну реку не войдешь, а потому особого смысла рвать на груди тельник уже просто нет. Все просто отбыли номер и разошлись, сказав дежурные фразы соответственно своему нынешнему имиджу.
Тем не менее, ключевой урок развала и распада СССР озвучивать не стал никто. Не говоря уже о том, чтобы попытаться спроецировать его на день сегодняшний.
Урок на самом деле прост и понятен: любая социальная катастрофа рукотворна. И как правило, по причинам сугубо внутренним. Любая страна управляема властью, и если власть не в состоянии оценить масштаб стоящих перед ней задач, то проблемы гарантированы. Если власть не в состоянии осознать даже то, что ее действия и есть причина возникновения и нерешения проблем - они накапливаются, усугубляются и в конце концов переходят в самоподдерживающийся режим, из которого при такой никчемной власти выход всегда один - в катастрофу.
Внешние причины, безусловно, тоже оказывают влияние - но как правило, они есть величина постоянная, и начинают играть роль тогда, когда внутренняя устойчивость разрушена и движется к распаду. В общем-то, про внешних врагов вспоминают как раз тогда, когда нужно объяснить свою собственную беспомощность.
Судя по всему, урок не усвоен, а скорее всего, даже не понят. Сегодня мы ровно в том же положении - с поправкой на некоторые особенности текущего момента. Власть точно так же неспособна ни оценить противоречия, разрывающие страну, ни создать модель развития, ни уж тем более не способна к разумной организационной деятельности по разрешению накопленных проблем и противоречий. И мы идем тем же самым путем в том же направлении.
Я прекрасно помню всенародное обожание вначале Горбачева, затем Ельцина, такое же, как сегодняшнее обожание Путина. В итоге такое обожание всегда заканчивается глухой ненавистью, когда идол все-таки оказывается бледной немочью, и когда это, наконец, становится очевидным для всех. Уже поэтому любые проценты и опросы к реальной жизни не имеют ни малейшего отношения. Они показывают лишь текущую степень неадекватности населения и боязнь вытащить голову из песка. Достаточно появиться новому предмету обожания - и всенародная любовь мгновенно превращается в вой "Распни его!" по отношению к предыдущему божку. Проблема в том, что все деспоты почему-то думают, что их эта судьба не коснется.
В этом смысле народ, естественно, разделяет ответственность за свое равнодушие к самому себе и своим детям. И сводить все к беспомощной (а в нашем текущем случае - сознательно преступной) власти неверно. Но мы живем в России, а потому специфика местности большую часть ответственности всё равно относит именно к власти.
Собственно, это еще один урок и распада СССР, и будущей катастрофы нынешней России - до тех пор, пока не будет найден новый баланс ответственности народа и власти за будущее страны, до тех пор мы всегда будем ходить по одному и тому же кругу - как ослик. Когда нынешний режим захлебнется в наворованном, одной из задач будущего режима станет как раз создание механизма деления этой ответственности и передача ее части народу. С обязательным обучением и внедрением осознания своих обязанностей перед будущим страны. И эта задача ничуть не менее важна, чем реформы и восстановление из руин пост-путинской России".