Почему рухнула колхозная система? Да, Латвийская республика не смогла их содержать, но она и не разрушала их в буквальном смысле слова. Сами, всё сделали сами колхозники, растащив в свои личные хозяйства стройматериалы, корма и вообще все, что не было крепко приколочено. А потом отодрали приколоченное и растащили и его тоже.
Ни латвийская, ни куда более грозная советская милиция с этим ничего не могли поделать. Единственным выходом при социализме было как-то ограничить использование украденного. Взять, к примеру, доярку. Ни лаской, ни таской ее невозможно отвратить от воровства кормов из колхозной кормушки на 20 колхозных коров. И никакая система контроля не сработает. Зато ей можно запретить держать больше одной коровы в личном хозяйстве - уж это то можно проконтролировать.
Плюсуем сюда корову местного тракториста, подвозящего корма, корову агронома и две коровы председателя колхоза. В целом потери кормов получаются вполне приемлемые: корма на 20 коров распределяются на 25 - никто с голоду не помирает. Проблемы начались в свободной Латвии - а в плане числа частных коров она освободилась еще до 4 мая 1990 года - когда вдруг выяснилось, что 20 колхозных коров при всем желании не смогут "за свой счет" прокормить 50 частных коров и не сдохнуть при этом.
Ровно то же произошло в латвийской медицине - разве что с известным отставанием. Раньше по частным клиникам растаскивали столы, стулья, компьютерные томографы, перекупали набивших руку в государственных больницах врачей... Но это было раньше. Сейчас в этом нет нужды, потому что врачи работают в двух ипостасях сразу - в государственном медучреждении и в частной клинике одновременно.
Соответственно, государственные больницы превратились в перевалочные пункты, на которых врачи вежливо показывают пациентам несколько дорог в частных клиники - сообразно диагнозу и толщине их кошелька.
Нелегко, конечно, уговорить налогоплательщиков, уже вбросивших миллиард евро в систему обязательного медицинского страхования, потратить еще столько же на частную медицину. Их нужно убедить, что от этого вброшенного миллиарда нет никакого проку.
И тут на помощь врачам приходят журналисты: самые топовые сюжеты - о пациентах, которых "скорая" свалила в больничный угол, потому что свободных кроватей не было; и о пяти-девяти часах, проведенных в этом углу, пока не подошел медбрат; или о том, как в итоге больного выгоняют из больницы ночью на мороз.
А очереди к специалистам? Каждый год в яростной борьбе за бюджет минздрав выбивает очередные сотни миллионов евро прибавки, и пациент с 641 места в очереди попадает аж на 518е. Ура! Придется ждать приема не три года, а каких то два и с копейками ("копейки", впрочем, могут растянуться еще месяцев на восемь).
Мораль ясна: латвийская медицина безвозвратно пересекла черту, за которой пропал смысл повышать финансирование государственной медицины. Сколько ей не дашь, работающие одновременно в госбольницах и частных клиниках медики не начнут оказывать такие оплаченные государством услуги, которые у них же самих отнимут клиентов в частных клиниках.
А если какому то врачу придет в голову такая сумасшедшая мысль, то директор клиники быстро вправит ему мозги. Как ему самому вправил банкир, выдавший кредит на создание этой самой частной клиники.