Неадекватная ксенофобия и русофобия, царящая среди латышей, в последнее время приобретает клинические формы. Такое мнение на страницах газеты Neatkarīgā Rīta Avīze высказал публицист Марис Краутманис, комментируя решение Центра госязыка оштрафовать мэра Риги Нила Ушакова за использование русского языка в соцсетях.
"Это решение опасное и провокационное. Это настоящий пряник для российских интернет-троллей и медиапропагандистов, которые смогут использовать этот случай в направленных против Латвии телевизионных сюжетах.
Неадекватная ксенофобия и русофобия, царящая среди латышей, в последнее время приобретает клинические формы...
Центр госязыка в этом случае предстает как популярный государственный цербер, который ходит по городу и ищет, где же какое-нибудь заявление или вывеска написана на чужом языке, а также следит за записями должностных лиц в интернете", - считает Краутманис.
"За что Ушаков должен быть наказан, в чем он виновен? За то, что он русский и списывается с другими русскими в фейсбуке на русском?
В этом деле довольно много интересных правовых, политических и моральных проблем. Вероятно, надо будет определить, с чем что-то не в порядке - с ЦГЯ, с Рижской думой или Законом о государственном языке, который позволяет или приказывает ЦГЯ нападать на Рижскую думу. Но на самом деле все это не хорошо.
Интернет-платформа Facebook создана за границей и оттуда поддерживается, там люди из разных странах списываются на всех видах языков — на каком им в данный момент удобнее. Случается видеть, как латыш с латышом общается на английском или русском, чтобы участники дискуссии из других стран понимали, о чем именно идёт разговор. Но ЦГЯ хочет запретить Ушакову писать на русском — давя штрафами и властью. Это примерно чем-то похоже на запрет русскому с русским говорить по-русски. Разве не слишком многого он требует, может это немного чересчур?"
Публицист выразил мнение, что Центр госязыка пытается осуществить против русского языка такие репрессии, которые никогда не осуществлялись по отношению к латышскому языку.
"Даже в самые мрачные советские времена, а также в царскую эпоху не было таких репрессий против латышского языка, какие сейчас Центр госязыка хочет осуществить против русского языка, - пишет Краутманис.
Ну, хорошо, был запрет на печать латинскими буквами, но жёсткая русификация имело место 150 лет назад, оно не было долгим, и латышский народ из-за него не исчез. Не стильно мстить, нападать на Ушакова за то, что Латвия когда-то была оккупирована. Это не идет на пользу сохранению латышского языка, как бы ни хотелось ЦГЯ".
"Если речь о морали, то мы, латыши, являемся христианами, и одной из основ христианства является императив «не делай другому того, чего не желаешь себе». Мы же не хотим, чтобы нам запретили говорить по-латышски, так почему тогда запрещаем русским говорить или писать в социальных сетях на русском языке?
Латвийских русских не надо пытаться переделать в латышей. Было бы хорошо, если бы они были лояльны к государству, но такие шаги ей не способствуют.
Было бы прекрасно, если бы Латвия могла показать всему миру, что она позитивна, радостна и гостеприимна для туристов и доброжелательна для инвесторов. Замечательно, если столица может предоставлять информацию на русском и английском языках.
Ещё лучше было бы, если бы могла на немецком, эстонском, литовском, польском и других языках. За это не наказывать надо, а хвалить. Тогда бы в стране было больше денег, и правительству не приходилось бы изобретать новые налоги и отменять льготы", - заключает публицист.