"Премьер Марис Кучинскис (Союз «зеленых»и крестьян) и новый глава «Единства» Арвил Ашераденс заявили, что вопрос о переводе школ на латышский язык надо решить не позднее февраля 2018 года, чтобы его не использовали в предвыборной кампании. Это наивность или неумелая ложь? Ведь понятно же, что его всё равно используют. А куда они денутся! - иронизирует Байба Лулле в "Неаткариге".
Ведь опять будут криги "Русские идут!", опять их будут бить. Новый раунд бесконечной борьбы…
С 2020/2021 учебного года в средних школах все общеобразовательные предметы будут преподаваться на латышском, отрапортовал министр образования Карлис Шадурскис. Таким образом предвыборная коррида с Национальным объединением за авторские права на латышизацию образования уже началась.
Конечно, у Нацблока есть чем ответить - стоит только поднять архивы. Он не только с 2011 года выдвигал кандидатуру Винеты Порини для перевода школ на латышский, но и собирал подписи для референдума о таком переходе с 2012 года.
За прошедшее время Нацблок не забыл свою несбывшуюся мечту, но идея, чтобы и в декларацию правительтства Кучинскиса был вписан перевод образования на латышский язык с 1-го класса уже в 2018 году, показалась премьеру поспешной, были обещаны только мероприятия, чтобы переход можно было ввести «в обозримом будущем».
Но и Шадурскис лелеял эту идею уже давно. Еще в 2013 году он предлагал перевести школьников из полупустых русских школ в такие же неполные латышские, а сэкономленные деньги направить на зарплаты учителям. Правда, тогда он не был ни министром образования, ни депутатом Сейма, а депутатом Европарламента. И тогдашний министр образования Вячеслав Домбровский связал его выступления с приближением выборов в Европарламент. Да и глава фракции "Единства" Солвита Аболтиня тогда подтвердила, что это только «личное мнение» Шадурскиса.
Но нынче в контектсе предстоящих выборов вопрос встает ребром: кто пройдет в новый Сейм и не будут ли эти выборы последним шансом для некоторых партий.
Шадурскис, как один из самых непопулярных министров, получил возможность освежить свой образ Черного Карлиса, под чьим руководством шла реформа школ нацменьшинств.
Русскоязычная аудитория Шадурскиса и «Единство» мало интересует – на нее, кроме «Согласия», претендует «Движение За». Для партий, делящих латышский электорат, это только плюс - нна фоне "за" проще позиционировать себя "против". А чем же еще позиционировать? Борьбой с коррупцией?
Да, когда то "Единство" смогло оседлать эту тему, но его анетикоррупционный флаг давно уже болтается полуспущенным. На последних выборах в Рижскую думу верх взяли более опытные охотники на коррупционеров в лице Юты Стрике & Co. СЗК все больше осваивается в роли правящей партии, собирая сливки в правительтсве, а на провинцию претендует и Объединение регионов.
«Единству» остается только "русская ниша" и борьба в ней с Нацблоком".