В конце декабря министр иностранных дел Эдгар Ринкевич выступил со своим сообщением о проделанной во внешней политике и запланированной работе... Так же, как и раньше, в новом сообщении ругают Россию, припоминая ее агрессию и гибридные угрозы. Упомянута и война в Сирии, и порожденная ею волна миграции в Европу, и вызовы терроризма, нетерпимости и радикализации, и Brexit, - пишет Марис Краутманис в "Неаткагриге".
Приоритетами будущего года МИД для себя обозначил усиление внешней безопасности страны, активное участие в создании эффективного, единого и безопасного ЕС, поддержку стабильности и развития в восточных и южных регионах Евросоюза, помощь латвийским предприятиям на экспортных рынках и сохранение прочной связи с латышами за границей.
Вроде все звучит красиво и правильно, но порой возникает ощущение, что латвийский МИД несколько не осознает свой масштаб на карте мира, слегка страдает манией величия и хвалит себя за работу, которая не сделана. Например, Латвия "боролась за уменьшение контролируемых террористической организацией ИГИЛ территорий", но единственное известное ее участие в этой борьбе – это отправка 6 инструкторов в составе датских сил для обучения иракских солдат.
В прошлом году в самой могущественной стране мира – США – прошли выборы президента, в которых победил кандидат от республиканцев Дональд Трамп, яркая, но непрогнозируемая личность. Часть его высказываний внушает опасения, что страны Балтии он считает не настолько значимыми, чтобы ради них задействовать 5-ю статью НАТО и воевать с Россией.
В отношениях с Россией Трамп хотя бы пока держит курс на объятия. Зато в отношениях с Китаем Трамп взял курс на противостояние, а Латвия в заявлении МИДа подчеркивает свои успехи в сотрудничестве с Китаем в так называемом формате 16+1.
Совсем скоро Трамп будет уже официально президентом Америки, и останется только гадать, сколько останется от нынешних направлений внешней политики США. Сценарии могут быть разные – в какой-то момент по какой-то причине Трамп может вдруг рассердиться на президента России Владимира Путина, и тогда отношения США и России могут стать еще жестче, чем сейчас.
В другом варианте Трамп и Путин обнимутся и станут жить в любви и согласии, Крым будет забыт, а санкции отменены.
Еще есть третий вариант, предсказанный профессором американской политической истории Аланом Лихтманом – что Трампа вскоре ждет импичмент, а его место займет Майк Пенс.
Но что про все это говорит наш латвийский министр иностранных дел? «Отношения с США для Латвии стратегически важны. Поэтому с новой американской администрацией Латвия будет выстраивать тесное сотрудничество, как союзник по НАТО, ясно осознающий гарантии и обязанности участия в альянсе, и как государство, в чьих интересах динамические и соответствующие современной ситуации трансатлантические отношения.
В 2017 году Латвия продолжит активное сотрудничество с администрацией американского президента, Конгрессом США, экспертами внешней политики и политики безопасности, чтобы способствовать политическому и практическому сотрудничеству США с Латвией, странами Балтии и регионом NB8», -- говорится в сообщении. Так что проблем нет, впереди только счастье.
Но, возможно, этот текст и впрямь лучшее, что можно сказать, и правильная политика – это та, которой придерживается Ринкевич: о самых волнующих проблемах говорить вокруг да около? Потому что если начать тут что-то анализировать, можно забрести в такие дебри…
Забавно, что Ринкевич на этот раз в какой-то мере послушался совета своего главного критика, главы фракции оппозиционного "Согласия" в Сейме Яниса Урбановича: «Ошибка нашей внешней политики – это участие в чужой внутренней политике, в таких процессах, как выборы в других странах, и раздача советов. Поспешная риторика может вызвать последствия, поэтому сейчас нам остается надеяться, что из-за нашего размера США не заметили эти выпады.
И это касается не только США, но и выборов в любой другой стране – скоро они пройдут во Франции, Германии, других странах. Не лезть в чужие дела – это может стать латвийским ноу-хау».