"Новый закон о финансировании здравоохранения принят, но споры продолжаются, и президент, прислушавшись к ним, еще может наложить вето. У противников закона есть сильные аргументы: он снизит доступность медицины и переложит проблемы теневой экономики на плечи врачей. Да и работать новая система должна в рамках проекта е-здоровья, а в него самого "со здоровьем" не очень, - пишет Байба Лулле в "Неаткариге".
С нового года нынешнюю оплачиваемую государством корзину услуг получат только застрахованные лица и категории лиц, освобожденные от уплаты налогов. Для остальных будут доступны только неотложная помощь, консультации у семейного врача, помощь при родах и лечение опасных для общества болезней. Но большинство уже сейчас получает не многим больше, Допустим, очереди на обследования сократятся на 15%, вместо 100 дней придется ждать 85, а вместо 60 – 51. Все равно это прямой путь к платному специалисту.
Упреки Минздраву сыплются со всех сторон. Честные налогоплательщики чувствуют себя обделенными, потому что не получат намного больше, чем неплательщики, а неплательщики в первый год работы системы за символические 4,30 евро в месяц смогут купить участие в ней. Что за социализм?! С другой стороны, медики и часть политиков критикуют снижение доступности услуг, а у нас эти показатели и так плохи.
Вопрос – будет ли это работать на практике, будут ли все, кому придется покупать страхование, об этом проинформированы и осознавать необходимость?
Не будет ли в итоге врач мучиться чувством вины, отказывая в помощи бедному неплательщику налогов, потому что его нельзя направить дальше к специалистам или на процедуры, так как он не сможет за них заплатить? Впрочем, такие ситуации у врачей возникают уже и сейчас.
Требуется подробная информационная кампания, каждому, кто не попадает в систему, нужно получить сообщение: информируем, что вам в дальнейшем не будут доступны такие-то и такие-то оплаченные государством услуги, если желаете их получать, уплатите, начиная с сентября 2018 года, 51,60 евро (не ясно, правда, как можно делать выплаты с сентября, если закон указывает, что их надо сделать в начале календарного года)! В будущем году сумма не велика, но в 2019 году она достигнет 154,8 евро, в 2020 году – 258 евро, и чтобы получить услуги, выплаты нужно будет сделать за два предыдущих года! Эти суммы уже будут конкурировать с частным страхованием, которое предоставляет куда больший спектр оплачиваемых медицинских услуг.
Есть своя правота и у тех, кто говорит, что с теневой экономикой надо бороться СГД, а не врачам. А большую проблему, чем неуплата налогов, составляет то, что налоги платятся только с минимальной зарплаты, а не с реальных доходов – на это система страхования здоровья не повлияет. С другой стороны, разве может СГД успешно с этим бороться, если система не создает мотивации платить налоги?
Спорный вопрос, должны ли деньги следовать за пациентом, и пациент сможет сам решать, где получать услугу, или он может выбирать только за свои деньги?
Очевидно, государство беспокоится за конкурентоспособность своих услуг, где основной фактор – низкая цена, а не качество. Если установленная государством плата за услугу, которая нередко ниже себестоимости, пойдет за пациентом в частный сектор, думаю, многие выберут эту возможность.
С другой стороны, так можно еще больше ослабить систему государственного здравоохранения, в которой доступность услуг снизится. В том числе для тех, кто не может позволить себе услуги частного сектора, доля которых и так достигла 30%. И разве не вырастут цены в частном секторе с приходом софинансирования государства? Надо найти баланс между желанием пациента получить, лучшие, с его точки зрения, услуги и заботой о жизнеспособности системы, что тоже в интересах пациентов. Вопрос неоднозначен, рабочей группе будет, что вычеркнуть, но действительно странно, что после явления премьера и министра здравоохранения уже одобренное комиссией предложение отозвали сами выдвинувшие его!
Радует, что, наконец, решение принято, но на этом ничто не окончено".