В прошлом году стало известно, что на новом производстве РАФ в Латвии хотят начать выпуск городских микроавтобусов на электрической тяге, а также небольших троллейбусов. Также появилась информация, что на РАФе наладят выпуск автоприцепов, и организуют крупноузловую сборку микроавтобусов совместно с кем-то из мировых автопроизводителей. Сохранились ли эти планы год спустя?
- Да, мы сейчас занимаемся разработкой малого низкопольного городского автобуса на электрической тяге вместимостью до 36 пассажиров. Салон будет иметь 15 стационарных сидячих мест, 3 откидных и предусматривает до 18 стоячих мест. Помимо этого будет оборудован местом для людей с ограниченными возможностями и детских колясок. Что касается троллейбусов, то хочу пояснить, что наш автобус будет иметь возможность подзаряжать батареи на ходу, посредством возможности подключения к городской контактной троллейбусной сети. Это будет предусмотрено в одной из двух модификаций автобуса. Данное решение позволяет не простаивать автобусу на длительных этапах зарядки, а следовательно, быть более выгодным для перевозчиков, которые могут рассчитывать свои маршруты так, чтобы обслуживать наибольшее количество пассажиров, при этом максимально эффективно использовать рабочие часы автобуса.
Что касается автоприцепов, то вероятнее всего, мы отдадим это направление нашим литовским коллегам. К сожалению это требует дополнительных временных и финансовых затрат, а также производственных площадей.
По поводу крупноузловой сборки – это по-прежнему остается в планах, потому что это один из простых способов поставить производство на ноги. В свое время это могло спасти РАФ, но видимо не хотели руководители этим заниматься, либо не было грамотных руководителей, либо сама цель была – банкротство предприятия. Мы ведем переговоры с двумя автокомпаниями, если мы достигнем взаимовыгодных соглашений, то крупноузловая сборка не заставит себя долго ждать.
- Откуда возникла идея возобновить производство РАФ, ведь с момента банкротства компании прошло 20 лет?
- Верно, так получилось, что от момента банкротства компании до ее возрождения прошло ровно 20 лет. Так как изначальная идея заключалась именно в создании городских микроавтобусов, я вспомнил о том, что ранее в Прибалтике выпускались очень популярные микроавтобусы, которые трудились во многих странах. Длительное время изучал этот вопрос, уточнялись юридические моменты, и вот в августе 2018 года все же удалось возродить эту марку.
Даже до последнего момента были риски и сомнения, в связи с чем и был установлен минимальный уставной фонд компании. На что некоторые журналисты обратили особое внимание, хотя понимающие люди знают, что от этого ничего не зависит.
- На базе чего будет строиться завод (производство), какой объем инвестиций? Проектная мощность? Количество работников?
- Я не планирую использовать ранее существующую базу или мощности, весь этот проект начинается с нуля. Первоочередные планы – это приобретение, строительство экспериментального цеха в ближнем пригороде Риги, где и будут собираться прототипы и предсерийные образцы. Инвестирование в этот проект осуществляет этапами, на сегодня - это этап создания экспериментального цеха. Общий объем инвестиций я пока не решусь назвать, потому что это зависит от многих факторов, в первую очередь, от успеха прототипа.
- Был заявлен год начала производства – 2020, тоже каковы актуальные планы по срокам и когда может быть готов первый микроавтобус?
- Собственно на 2020 год и запланирована презентация первого микроавтобуса, далее планируется долгий путь презентаций, испытаний и обкатки, после чего и можно будет говорить о самом производстве. Сырую конструкцию нельзя сразу запускать в серию и говорить о грандиозных планах, сначала надо увидеть предсерийный образец.
- Есть ли предварительные договоры о поставке микроавтобусов, кому этот продукт может быть интересен. Если речь идет, в том числе и об экспорте, то куда?
- Вы знаете, в последние годы, собрать предоплату и заключить договора о поставки еще не существующей модели автомобиля удалось только паре компаний в мире. На это РАФу рассчитывать не приходится, равно как и не надеемся на какую либо поддержку со стороны государства или города.
Городские микроавтобусы, которые мы планируем выпускать, в первую очередь будут интересны коммунальным и частным перевозчикам. Мы предлагаем транспортное средство, которое будут экологически чистым, тихим и экономически эффективным. Легко сможет проходить на старых узких улицах европейских городов, работать в ночное время, не нарушая покой жителей, а также сможет заменить дизельные транспортные средства, которым в скором времени будет закрыт въезд в города по требованиям экологических норм.
По поводу экспорта, то естественно, мы не будем ограничиваться рынком Латвии и соседних прибалтийских стран. Мы живем в условиях рыночной экономики и конкуренции. Я уверен, что продукт компании РАФ, будет востребован во многих городах.
- На какой стадии сегодня находится этот проект?
- На сегодня мы находимся в стадии проектирования. Независимо друг от друга трудятся дизайнеры и группы инженеров из разных стран. По поводу дизайна будущего микроавтобуса хочется сказать отдельно, потому что им занимаются люди с мировым именем, а именно профессор, доктор искусствоведения кафедры промышленного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица – Мирзоян Светлана Вагаршаковна, которая работала на РАФе с момента его основания и является автором дизайна РАФ 977 и Дмитрий Азрикан. Их работу можно будет увидеть после того как будет готово патентное изображение промышленного образца. А вот первыми эскизами я готов с вами поделиться (см фото)
- Кому принадлежит бренд РАФ и как обстоят дела с авторским правом на этот бренд?
- Всем хорошо известно название компании и я являюсь единственным ее учредителем и владельцем. Нами разработан новый логотип, который подан мною на регистрацию. Так что все делает заново и мы не будем использовать старых логотипов. Что касается аббревиатуры RAF, то она встречается в мире в разных сферах, в том числе и как Royal Air Force. Так что важнее графическое изображение и назначение торговой марки.