"15 декабря по решению правительства госкомпания «Augstsprieguma tīkls» заключила договор с «Uniper Ruhrgas International GmbH» о выкупе акций газохранилища «Conexus» (известного широкой публике как Инчукалнское газохранилище). По вступлении сделки в силу 18% акций «Conexus» попадут в собственность государства - пишет Юрис Пайдерс в "Неаткариге".
Коалиция явно решила встретить столетие Латвии, восстановив Латвийскую советскую социалистическую республику. Как иначе можно объяснить желание приступить к национализаци газового бизнеса?
Как объяснил министр экономики Арвил Ашераденс, цель - получив не менее 70% акций газохранилища, фактически национализировав его... Это исторический поворот в латвийской экономической истории. Время, когда единственной идеологией Латвии была фраза "частное всегда работает эффективнее", закончилось. С 15 декабря в Латвии у власти самое левое правительство в истории восстановленной независимости.
Но, к сожалению, в Латвии можно высказать довольно весомые аргументы в пользу национализации энергетики. Тезис «частное всегда работает эффективнее» не относится к латвийскому производству электричества. В латвийской энергетике частный бизнес – один из самых неэффективных в Евросоюзе. Он способен генерировать электричество по ценам, которые в несколько раз превышают биржевую цену в Северной Европе. Государственная энергетика производит электричество намного дешевле и работает с прибылью, платя государству дивиденды в десятки миллионов каждый год. В свою очередь,
частная энергетика в Латвии доит всех предпринимателей и жителей, выжимая из нас дотации для своего неэффективного бизнеса. Частная энергетика в производстве электричества в Латвии – это паразит,
который убивает развитие народного хозяйства и уничтожает настоящую экономику.
До сих пор это не касалось газовой энергетики – «Latvijas gāze». «Latvijas gāze» и связанные с ним предприятия работали именно так, как надо работать в рыночной экономике, – улучшая эффективность, создавая рациональную модель управления и т.д.
Но и на газовую энергетику серьезно повлияли негативные процессы латвийского народного хозяйства. Массовый отъезд жителей и агония промышленности снижают потребление газа.
Когда-то у Инчукалнского газохранилища было стратегическое значение не только для Латвии. От его поставок в зимний период зависели и северо-западные области России (Псковская и Ленинградская). Но, развивая систему газопроводов, Россия реализует значительную модернизацию газовой инфраструктуры своей северо-западной части, и ей Инчукалнское газохранилище уже не нужно. Если Инчукалнс больше не будет использоваться для хранения зимних запасов соседей, то его расходы придется включить в латвийские цены на газ.
Адекватный тариф Инчукалнского газохранилища разрушит запланированные бизнес-планы газовых спекулянтов. Открывая рынок, эти спекулянты рассчитывали на хорошую прибыль. Летом, когда газ дешев, купить газ и закачать его в Инчукалнс, а зимой организовать дефицит газа и тогда задрать цены так, чтобы опустошить кошельки местного бизнеса и еще не сбежавших из страны жителей. Чтобы планы газовых спекулянтов – регулярно обчищать местных жителей – можно было реализовать, нужен очень дешевый тариф на транспортировку и хранение, а также условие, что у продавцов нет никакой обязанности хранить стратегические запасы.
Поэтому возможно, что истинные цели национализации Инчукалнского газохранилища связаны с тем, чтобы превратить Латвию в место легкой прибыли для кланов газовых спекулянтов.
К сожалению, размер сделки и другие вопросы о планах лобби энергетического бизнеса в правящей коалиции не сообщаются. Поэтому будем бдительны, чтобы вслед за облепленной частными паразитами системой электроэнергии в такой же ресурс для паразитирования не превратилась газовая энергетика.