"Есть широкий перечень крючков, которые уже на самом начальном этапе определяют позицию того или иного чиновника или политика -- о чем он может говорить, а о чем ему лучше умолчать. И в этом плане ситуация даже хуже, чем в иных африканских странах, где у лидеров есть осознание национальных интересов", - считает Айнар Комаровскис, консультант по еврофондам, комментируя мнение президента Банка Латвии Илмара Римшевича о надвигающемся на Латвию кризиса.
-- Кризис виден невооруженным глазом. Закрываются транзитные потоки -- основа существования Латвии. Второе -- Евросоюз изначально давал деньги только на те отрасли, которые не создают западным странам никакой конкуренции, -- на ремонт дорог, инфраструктуру...
И эти вливания не меняют того факта, что на деле наша страна просто донор: у нас негативный баланс внешней торговли. То есть Запад на нас зарабатывает. А от восточного направления, которое нас кормило, мы сами отказались.
Присоединившись к антироссийским санкциям, мы сами себе перекрыли экспорт единственного, что могли продавать, -- продовольствия. И вдобавок заплатили 250 миллионов евро за военный хлам. Запад успел сбыть нам свой военный утиль, пока тут экономика не рухнула.
Все потому, что у нас давно внешнее управление и люди выдвигаются во власть только с условием, что они будут делать то, что им говорят. Есть широкий перечень крючков, которые уже на самом начальном этапе определяют позицию того или иного чиновника или политика -- о чем он может говорить, а о чем ему лучше умолчать. И в этом плане ситуация даже хуже, чем в иных африканских странах, где у лидеров есть осознание национальных интересов. А та элита, которая здесь поставлена руководить государством, совершенно оторвана от народа и не зависит от него.
Как долго это может продолжаться? Люди будут уезжать. Но в какой-то момент при ослаблении внешнего управления Латвия может очень быстро сменить риторику и ориентиры. Она как товар перейдет из одних рук в другие.