Мировое сообщество в течение трех лет делало разбег и наконец прыгнуло. Но тех, кто надеялся на отважный прыжок, постигло разочарование. Скорее это стало скачком, пусть и в верном направлении, пишет обозреватель DW Маттиас фон Хайн..
В ходе третьей специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной проблеме наркотиков, отчетливо проявился усиливающийся раскол в международном сообществе: с одной стороны, растет число государств, , в первую очередь в Латинской Америке, намеренных положить конец бессмысленной "войне с наркотиками". С другой стороны, такие страны, как Китай, Иран и Саудовская Аравия, даже намерены сохранить смертную казнь за наркопреступления.
Впрочем, итоговый документ, принятый в результате сложнейших переговоров представителей двух противоположных точек зрения, приносит прогресс в некоторых важных пунктах. В то же время он не предполагает столь необходимого пересмотра наркополитики: прочь от уголовного преследования, вперед к методам, относящимся к сфере здравоохранения, - и все это под девизом "Урегулирование вместо запретов".
Мир без наркотиков?
В числе положительных моментов: права человека отныне будут играть в наркополитике более важную роль. (В декларации. - Ред.) надежно закреплена заместительная терапия для людей с высокой степенью наркозависимости и программы по обмену шприцов - даже если по желанию России словосочетание "минимизация ущерба" не появляется в тексте. Кроме того, должен быть улучшен доступ больных и наркозависимых к обезболивающим средствам. Ужасно, что миллионы онкобольных - прежде всего, в развивающихся странах - живут в агонии и не имеют для облегчения своей боли ничего сильнее парацетамола.
В итоговой декларации по-прежнему обозначена цель "мир без наркотиков". Та же самая цель была поставлена уже в ходе предыдущей спецсессии ООН по проблеме наркотиков в 1998 году. За прошедшие с тех пор 18 лет мир не приблизился к ней ни на шаг. Напротив: наркотики получили более широкое распространение и доступны по более выгодным ценам, чем когда-либо ранее. Организованная преступность процветает за счет миллиардной прибыли.
Нельзя сказать, что с наркотиками не пытались бороться всеми возможными способами. В Мексике и Колумбии против наркокартелей даже задействовали армию. "Война с наркотиками" здесь стала не метафорой, а жестокой реальностью с тысячами жертв. Несмотря на это, прибыль картелей резко подскочила - как и число людей за решеткой, осужденных за наркопреступления.
При отсутствии успеха людские и социальные издержки войны с наркотиками очевидны - настолько, что начинает меняться общественный дискурс. К новому подходу призывают не только фрики, растаманы и медленно увядающие хиппи. В преддверии спецсессии ООН 1000 мировых лидеров призвали к разработке альтернативы репрессивной наркополитике. В их числе - экс-президенты Мексики, Колумбии, Бразилии, Чили, Нигерии, Кабо-Верде, Швейцарии, Португалии и Польши, а также бывший генсек ООН Кофи Аннан.
Новая риторика
Даже если она пока не закреплена в итоговом документе, новая риторика становится все заметнее. Даже председатель Международного комитета по контролю за наркотиками Вернер Сипп, открывая конференцию, заявил, что антинаркотические конвенции ООН не требуют войны с наркотиками.
Глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Маргарет Чен призвала выработать подход на базе научных исследований, в основе которого будет лежать охрана здоровья. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето произнес пламенную речь в поддержку декриминализации людей, употребляющих наркотики. Представитель Ямайки под аплодисменты призвала легализовать употребление марихуаны в религиозных целях.
На данный момент с формами декриминализации хранения наркотиков экспериментируют около 25 стран. Уругвай стал первым государством, легализовавшим рынок марихуаны. Первые результаты более чем воодушевляют: мрачные прогнозы сторонников запрета ни разу ни сбылись. В этом направлении нужно двигаться и дальше. Конвенции ООН по борьбе с наркотиками допускают определенную гибкость в их интерпретации. Важно оставить принципы репрессивного подхода позади. Определение безумия, авторство которого приписывают Альберту Эйнштейну, гласит: продолжать делать то же самое и надеяться на другой результат. А это именно то, что своей политикой запретов годами делало мировое сообщество.