Сейчас школьники в Латвии с первого класса начинают учить английский, а по окончании начальной школы - второй иностранный язык. Теоретически дети могут в качестве второго иностранного учить французский, немецкий и другие языки, но на практике они чаще всего изучают русский, так как в школах не хватает педагогов по другим языкам.
По данным Минобрнауки, русский в качестве второго иностранного преподают почти в половине латвийских школ. Часть учебных заведений не предлагает альтернативу русскому.
Изменения, предложенные Минобрнауки, предусматривают требование к школам с 2026/27 учебного года постепенный переход в основном образовании на второй иностранный язык, который является одним из языков стран ЕС или Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), либо иностранный язык, освоение которого регулируется межправительственными договорами в сфере образования. Русского среди этих языков нет.
Проект предусматривает постепенный переход: на освоение иностранного языка в 5-м классе будет выделено больше часов в неделю, чем сейчас. В 2027/28 учебном году освоение второго иностранного языка предполагается осуществлять в 5-м и 6-м классах, в 2028/29 - с 5-го по 7-й класс, в 2029/30 с 5-го по 8-й класс, а в 2030/31 - на всем этапе основной школы, то есть с 5-го по 9-й класс.
Школы должны будут обеспечить тем учащимся, кто до 1 сентября 2025 года начал учить второй иностранный язык, который не является языком стран ЕС или ЕЭЗ и освоение которого не регулируется межправительственными договорами в сфере образования, обучение этому языку до окончания основной школы. Это будет касаться и русского языка.
А вот детей, которые 1 сентября 2025 года пойдут в 4-й класс, второму иностранному языку в 2025/26 учебном году учить не будут, чтобы можно было обеспечить переход на начало освоения второго иностранного с 5-го класса.
Отмечается, что в ходе публичной дискуссии поступило необычно много возражений от физических лиц против замысла Минобрнауки. В течение двух недель было получено более 300 мнений от физических лиц и представителей различных обществ, большинство их против постепенного отказа от русского языка как второго иностранного в основных школах.
Возражения обоснованы преимущественно тем аргументом, что нельзя ограничивать детей в освоении их родного языка, причем они сами должны решать, какой язык им учить. Подчеркивается также, что нельзя отказываться от русского языка из-за политических соображений. Некоторые из возражающих назвали замысел министерства геноцидом русскоязычных в Латвии.