«У меня были плохие предчувствия уже в прошлом году, это был март-апрель, когда российские вооруженные силы начали сосредотачиваться на границе с Украиной. Это был первый раз, когда было ощущение, что что-то надвигается... Войну я, к сожалению, прогнозировал — все-таки было много факторов, которые на это указывали», — сказал дипломат.
Он перечислил: идеологические моменты — исторические статьи Путина и Медведева. Тот факт, что после встречи Путина с Байденом в Женеве войска от украинской границы отвели, но потом стянули вновь.
Проблемы отношений РФ и Украины, считает Пойканс, с 2014 года были очевидны. Россия, если судить по официальной риторике, после этого ждала политического, экономического и финансового коллапса Украины и считала ее возвращение в российскую сферу влияния неизбежным. Но к 2021/2022 году стало очевидно, что, несмотря на все внутренние проблемы Украины, этого не произойдет — и страна развивается. Кроме того, свою роль сыграли глобальные процессы: дипломат считает, что в РФ было очень сильно эмоциональное ощущение «НАТО приближается к нашим границам».
В Польше политики и аналитики по-разному смотрели на вопрос о том, нападет ли РФ на Украину, добавил он. В частности, с прагматической точки зрения это казалось очень затратным (санкции, удар по имиджу РФ и так далее).
«Но были аналитики, которые говорили — и я так думал — что будут военные действия», — сказал дипломат.
По словам Пойканса, все эти годы накапливалась агрессивная риторика в адрес Украины. «Для России Украина играет очень большую роль. Тут вопрос не только экономический, политический или демографический. Я думаю, для России Украина — эмоциональный, исторический и религиозный вопрос... Те статьи, которые публиковал сначала Путин, а потом Медведев — кстати, с исторической точки зрения очень слабые... показывали, что политическая элита России живет все-таки в каком-то своем мире, своем понимании ситуации. Убеждение, что Украина и Беларусь — часть «русского мира»... было более важным, чем завершение Северного потока-2».
Однако, считает он, российские власти вряд ли могли предугадать реакцию Запада. По мнению посла, введенные санкции серьезны: они затронули и обывателей (тот же уход Ikea и Macdonald's), и туристов, чьи карточки за рубежом не работают, и олигархов. Кроме того, идет отказ от российских энергоресурсов.
«Россия возвращается в период изоляции, и, я думаю, это очень чувствительно», — полагает он.
«Я на сегодняшний день, к сожалению, не вижу, как остановить войну. Мне кажется, к миру можно прийти в двух случаях. Первый — когда одна сторона доминирует над другой. Второй — когда обе стороны очень устали от войны. Я не вижу этих предпосылок. Мне очень тяжело комментировать, какие переговоры идут в Стамбуле, насколько это серьезно. Но я, к сожалению, на сегодняшний момент предпосылок для завершения войны не вижу никаких. Я думаю, что война будет продолжаться, и нам, к сожалению, придется с этой ситуацией жить», — считает Пойканс.
Он назвал произошедшее в Буче военными преступлениями, а также призвал собирать доказательства.
«Я боюсь, что Буча, к сожалению, только начало того, что мы увидели... Сегодня российские войска уходят из Черниговской, из Сумской области...», — заявил дипломат.
Он считает, что дополнительные санкции в адрес РФ необходимы — люди в XXI веке не должны так погибать, это вопрос не только украинский. Однако, по его мнению, РФ вряд ли исключат из Совета Безопасности ООН. «Мир стал более глобальным... Если мы сегодня, например, исключаем Россию из Совета безопасности ООН, это означает абсолютную смену мироустройства касательно той же ООН», — пояснил Пойканс.
Но, подчеркнул он, нужно собирать доказательства военных преступлений — и призывать виновых к ответу.