На Пурвциемском рынке этой осенью грустно даже голубям: рыбный павильон давно закрыт, торговцев овощами — не более 10 человек.
На Пурвциемском рынке этой осенью грустно даже голубям: рыбный павильон давно закрыт, в молочном жизнь еще теплится, а вот торговцев овощами - не более 10 человек. Вещевой рынок вообще скукожился до трех открытых ларьков. Мой любимый антикварный магазинчик куда-то съехал, зато идет бойкая торговля, не поверите, искусственными и живыми цветами. Кстати, мед, который продает мужчина недалеко от входа, сделан правильными пчелами: моя приятельница всегда только у него покупает!
А поговорить?
Два раза в неделю проезжаю мимо базара в Пурчике (уж простите за сленг): спортивный зал и бассейн, куда я хожу бороться за вечную молодость, расположен в двух шагах от ул. Стирну, 25, - куска земли, где некогда шла весьма бойкая торговля чем угодно. Иногда я здесь и сегодня покупаю то творожок, то сметану с кефиром. Особенно мне нравятся молочные товары фермерского хозяйства Vangusalas (Огрский район) - вкус продуктов истинный. Натуральный. Опять же, львицы местного прилавка всегда милые, доброжелательные...
К слову, кондитерские радости - булочки, пирожки и прочая выпечка, что продается у входа в павильон (если не ошибаюсь этот отсек - одна из торговых точек фирмы Anada), - могу смело рекомендовать всем: сдоба добротная.
Лет двадцать назад, когда моя дочка была еще первоклассницей, на этом базарчике я часто покупала овощи и фрукты, так как жили мы тогда рядом, на улице Ницгалес. Тогда тут было не протолкнуться не только по субботам, но и в будни. Очень все изменилось с тех пор, рынок словно выдохся и поблек.
- Девушка, что это вы тут ходите, зачем киоски фотографируете? - спрашивает меня продавец одного из ларьков (не буду называть, какого именно). За «девушку», конечно, спасибо...
- Ностальгирую по юности, наверное, - честно признаюсь я. - Но как-то тут у вас печально: даже голубей, и тех стало меньше. Чего не скажешь про странных личностей с туманным взором, которые по утрам сидят на лавочках возле рынка - а рядышком нахохленные помятые коты. Как у вас, уважаемая, торговля-то идет?
- Не идет, а ползет, - продавец вздыхает. - Хозяин нашей фирмы после Нового годы нас переводит куда-то в другое место, говорит, что здесь все умирает, торговля совсем слабая стала. Ко мне приходят одни и те же клиенты, уже как родные некоторые. Кажется, что появляются в моем киоске больше для того, чтобы поговорить, - общения, особенно пожилым и одиноким, не хватает. Беда! Вот и добирают эмоций здесь, с нами, продавцами. Я считаю, на то и базар, чтобы первым делом пообщаться, а потом уж помидоры-огурцы взвешивать.
Спешно прощаюсь с Пурвциемским рынком. Между павильонами и грустными ослепшими ларьками одиноко гуляет зябкий сквозняк. Все нужное на выходные из продуктов докупаю в ближайшем супермаркете.
Новое платье короля
Жизнь городов испокон веков связана с рынками, которые, в общем-то, и определяли развитие поселений и были центром всего. Понятно, что раньше никто не строил торговых площадей на века, однако они дотелепали до нашего времени практически без изменений: лавки, навесы, весы. Но нынешние технологии и современный ускорившийся мир нанесли рынкам мощный удар: никому из занятых людей, особенно молодым и среднего возраста, не хочется топтаться по холоду среди плохо освещенных прилавков, многие горожане вообще заказывают все продукты по Интернету - с доставкой на дом.
Однако рынки остаются с нами как неотъемлемая часть цивилизации и культурного фундамента в устройстве городов. Но они резво, резко и реформаторски меняются. На больших и центральных появляются фуд-корты, кинотеатры, кафе, детские комнаты и еще бог знает что. Маленькие базарчики, меняя формат, органично прилипают к крупным торговым центрам и встраиваются даже в самые модные места мегаполисов.
По словам председателя правления АО Rīgas Centrāltirgus Артиса Друвиниекса (на портале Riga.lv): «Рынок остро реагирует на любые перемены, отражает ход времени. Такой формат, когда к нам хлынули китайские куртки-джинсы из той же Польши, был необходим. Рынок в те переломные годы дал многим элементарную возможность выжить. Но времена меняются, становится другой культура шопинга. Теперь люди чаще закупают одежду и обувь в сетевых магазинах больших торговых центров (или в интернет-магазинах. - Л. В.), где цены невысоки. Все определит спрос...»
Статистика упряма и лишена эмоций. Основная часть ежедневных покупок во всех трех странах Балтии совершается уже не на рынках или в небольших несетевых магазинах, а конкретно в супермаркетах. Именно их выбирает большинство жителей стран Балтии: 73 процента - в Латвии, 81 процент - в Литве и 71 процент - в Эстонии.
Конечно, рынок как таковой ни в нашей стране, ни в Европе не исчезнет как класс. Просто он уже шьет себе новое платье, которое как минимум не пахнет нафталином.
Текст и фото Людмила ВЕВЕРЕ, «Суббота»