Причем пишется это и на прекрасном, грамотном латышском языке. На потоке лжи вокруг Covid-19 делаются в том числе и деньги, хотя не они одни являются побудительной причиной распространения фейков.
В последнее время подобные публикации связаны с якобы «вредными» масками, которые жителям Латвии теперь предписано носить в любых общественных местах. Но муссируются и уже знакомые теории заговора:
«Их и правда становится больше и больше. Но с другой стороны, и старые — о том, будто коронавирус кто-то создал, будто это огромная всемирная конспирация, или то, что он выдуман, или то, что это злой план, чтобы нас всех потом вакцинировать — эти истории все еще присутствуют в нашем информационном пространстве.
Есть, конечно, и истории, больше связанные с реальностью. Например, даже летом мы видели, что министр финансов недостаточно детально рассказал, как будут использовать финансирование, и в итоге получается, что он дезинформировал — цифры, которые он называл, не совпали с теми, которые потом журналисты проверили. Так что дезинформация, которую мы видим — не только явно конспирологическая, но и привязанная к политическим процессам, в которые вмешался коронавирус».
Кто заинтересован в распространении ложных сведений о коронавирусе? У некоторых людей есть много побудительных причин так поступать, прозвучало в передаче. Если говорить о тех, кто распространяет теории мирового заговора — это, скорее всего, связано с общим мировоззрением человека. Если человек привык искать виноватых вовне, переносит локус контроля своей жизни с себя на некое тайное мировое правительство — он «находит достаточно удобное объяснение всем проблемам и всем процессам», говорит Алексеева. И это достаточно широко распространенный взгляд на мир, поэтому он популярен у единомышленников, которые начинают обмениваться прочитанным с другими.
«Эти конспирологические теории приходят [в наше информационное пространство] извне, авторы — в США, и все больше мы видим авторов оттуда, но есть и из Германии тоже, вот этот «эксперт», который распространил историю, будто дети умирают оттого, что носят маски. Есть также в России, но в России они тоже в основном вдохновляются сторонниками теорий заговора из США».
В «ковид-диссидентстве», разумеется, присутствует и финансовый момент, рассказала Алексеева.
«Если это распространяется на интернет-страницах, тогда, конечно, есть возможность таким образом заработать на рекламах Google и Yandex. Потому что такой контент — он шокирует, он вовлекает людей все больше и больше «кликов», и таким образом можно и заработать. Но мы наблюдаем, что это не единственная причина. Действительно существует и искренняя вера в то, будто мир так построен. Это достаточно комплексное...
Явная дезинформация — в основном глобальная, истории повторяют друг друга. А если они связаны с Латвией, то это, например, из-за введенных ограничений появление историй про маски — насколько они эффективны, насколько они может быть опасны. Эти истории берутся и адаптируются к местному контенту. Местный характер они приобретают только из-за того, чтобы получать больше внимания», — подчеркнула специалист.