стоит жить всем нам, а вовсе не назло Путину и на радость Обаме!
Приравняют ли латвийские шпроты к польским яблокам? Почему глава нашего правительства Лаймдота СТРАУЮМА раскритиковала латвийский суд? Когда откроет двери обновленный Дворец культуры ВЭФ? В традиционном интервью "ВЕСТЯМ" на актуальные вопросы отвечают вице–мэр Риги Андрис АМЕРИКС и депутаты Рижской думы Михаил КАМЕНЕЦКИЙ и Андрей КОЗЛОВ.
Дворец культуры ВЭФ: новая жизнь
— Рижская дума собирается начать ремонт Дворца культуры ВЭФ. С чем был связан этот выбор?
Андрис АМЕРИКС: — В Риге есть три приоритетных объекта. Во–первых, это Дворец культуры "Зиемельблазма", который уже приведен в порядок и радует рижан. Во–вторых, это Государственный музей искусств, который сейчас ремонтируется. И в–третьих, это Дворец культуры ВЭФ, в котором мы начнем ремонтные работы.
Это здание было сдано в эксплуатацию в 1960–е годы и с тех пор ни разу не ремонтировалось. А ведь это памятник культуры государственного значения и крупнейшее в Латвии культурное учреждение — сегодня здесь занимаются более 50 различных творческих коллективов, объединяющих более 4 тысяч участников. Но техническое состояние этого важнейшего объекта является очень плохим и требует неотложных мер.
На этой неделе представители Рижской думы посетили Дворец культуры ВЭФ вместе с министром культуры Даце Мелбарде и министром по вопросам среды и регионального развития Романом Наудиньшем. Мы вместе осмотрели здание, и министры подтвердили свою готовность привлечь для проведения ремонтных работ финансирование из фондов Евросоюза. Технический проект уже готов, общая стоимость работ составляет 11 миллионов евро, из них 7 миллионов евро мы рассчитываем получить от Евросоюза, а остальную сумму из своего бюджета выделит Рижская дума. Ремонт планируется завершить к 2017 году, чтобы 2018–й — столетие провозглашения Латвийской Республики — дворец встретил полностью обновленным.
Мы в плановом порядке ведем ремонтные работы и на других объектах — в школах, Рижской 1–й городской больнице, во Дворце конгрессов, но Дворец культуры ВЭФ будет нашим приоритетом номер один…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Дворец культуры ВЭФ с полным основанием можно назвать легендарным зданием и для района, где оно расположено, и для всей Риги. Это очаг культуры — если пользоваться старомодным выражением. Сегодня потребность в таких зданиях огромна, и это очень позитивная тенденция, поскольку она показывает активность нашего общества и востребованность различных занятий по интересам. По отзывам жителей Вецмилгрависа, ремонт Дворца культуры "Зиемельблазма" качественно изменил их жизнь. И прежде всего это связано с появлением новых возможностей для детей. Я убежден, что необходимо привлекать европейские деньги на такие проекты — с учетом нашей "чудесной" демографии.
Андрей КОЗЛОВ: — Хотел бы подчеркнуть, что нашей целью является обеспечение доступности культуры в Риге. В центре Риге сосредоточено множество культурных учреждений, которые предоставляют рижанам самые разные возможности. Но культура не должна быть сконцентрирована только в центре, и поэтому в Риге создается периферийный четырехугольник культурной доступности. Его составляют Дворец культуры "Зиемельблазма", Дом культуры "Иманта", Дворец культуры ВЭФ, который будет отремонтирован, а еще в наших планах — открытие рядом с магазином "Доле" мультифукционального Дома культуры Латгальского предместья. Все–таки площадь Риги — 300 квадратных километров, и жители одного района не должны ехать через весь город, чтобы, например, отвести детей на занятие в каком–нибудь кружке…
Чем удивила Страуюма?
— На прошлой неделе премьер–министр Латвии Лаймдота Страуюма высказала свою озабоченность арестом имущества журнала Ir. Как вам кажется, с чем связано такое волнение?
КОЗЛОВ: — Это заявление г–жи Страуюмы вызвало у меня большое удивление. Напомню, в чем суть вопроса. Администратор неплатежеспособности Марис Спрудс посчитал, что публикация в журнале Ir оскорбляет его честь и достоинство, он подал иск в суд, и суд — в целях обеспечения иска — наложил арест на активы журнала Ir на сумму 22 979 евро. В связи с этим наш премьер заявила, что борьба со СМИ вышла на новый уровень. И это меня очень удивило.
Во–первых, я хотел бы сказать г–же премьеру, что в подобном способе борьбы со СМИ нет ничего нового. На имущество различных СМИ в целях обеспечения различных исков регулярно накладываются аресты. Но до сих пор это ни одного премьера не беспокоило. Во–вторых, журналистов из разных изданий периодически вызывают на беседы в различные учреждения — Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, Бюро по защите конституции, Полицию безопасности. В–третьих, суды регулярно рассматривают иски о защите чести и достоинства, где в качестве ответчиков фигурируют СМИ. Обычно эти суды заканчиваются ничем, но иногда решения принимаются не в пользу журналистов: чтобы выиграть дело, требуется сильная юридическая защита, а у издательств не всегда есть для этого возможности. Так что отстоять в суде честь и достоинство журналистов не всегда удается. В этом случае самый большой ущерб несут издательства. И бывают случаи, когда журналисты и даже редакторы получают условные судимости за публикации.
Существует и такой способ репрессивных мер по отношению к СМИ, как изъятие программного обеспечения. Все мы помним историю о том, как в одном из крупнейших латвийских издательств было изъято порядка 100 компьютеров со всеми базами данных и материалами журналистов, и эта техника была возвращена лишь через два года. После конфискации работа в издательском доме была практически остановлена…
КАМЕНЕЦКИЙ: — До сих пор ни один премьер не вмешивался в эти процессы. Но, похоже, времена изменились. Журнал Ir явно симпатизирует одной из партий, и арест имущества журнала настолько задел премьера, что г–жа Страуюма решилась на заявление. Глава исполнительной власти в стране, не вдаваясь в подробности дела, раскритиковала власть судебную. Что случилось? У нас появилась партийная правда, которая распространяется на все сферы нашей жизни? Хотелось бы получить ответ на вопрос: почему премьер вмешивается в решение судебной власти?
КОЗЛОВ: — Небольшой тираж журнала Ir даже не позволяет назвать его национальным СМИ. И поэтому такое внимание к нему особенно удивляет.
АМЕРИКС: — А меня волнует вот что: я убежден, что есть вопросы, в которых и политики, и госчиновники, и представители профессиональных организаций должны руководствоваться едиными стандартами. Если кто–то не согласен с решением суда, это решение можно оспорить — в установленном законом порядке. И поэтому меня беспокоит заявление главы Латвийской ассоциации журналистов Анды Рожукалне, которая сказала примерно следующее: я решение суда не читала и не обязана его читать, но у меня есть мнение по этому вопросу. Если так говорит глава профессиональной журналистской организации, у меня возникает вопрос: не возвращаемся ли мы в СССР?
О шпротах и яблоках
— Евросоюз применяет по отношению к России новые санкции, ответ со стороны России, скорее всего, не заставит себя ждать, и Латвия, как обычно, окажется крайней…
КАМЕНЕЦКИЙ: — Недавно бывший министр обороны, а ныне евродепутат Артис Пабрикс заявил, что латвийские крестьяне не должны обижаться, если на латвийский рынок хлынут польские продукты, которые раньше направляли в Россию; а обижаться не надо, потому что мы должны проявить солидарность с Польшей… Лично я готов проявлять солидарность со всеми, но мне хотелось бы, чтобы наши шпроты хлынули в Польшу в тех же объемах, в которых они поставлялись в Россию. Но думаю, что этого нам ожидать не приходится.
И еще: в Польше началась кампания "Съешь яблоко назло Путину!". Думаю, что и у нас скоро будет провозглашен лозунг: "Съешь шпроты назло Путину!". И я хотел бы обратиться ко всем жителям Латвии, и в особенности к тем, кто представляет нашу страну: не надо жить назло Путину и на радость Обаме. Давайте жить на благо своей страны…
Ина ОШКАЯ.