Вероятное назначение премьер-министра Нидерландов Марка Рютте главой НАТО этим летом, получило одобрение в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Берлине. Однако многие новые члены альянса, в особенности те из них, что граничат с Россией, Белоруссией и Украиной, настроены по этому поводу отнюдь не оптимистично.
"Какой моральный кредит доверия у этого парня?" - спрашивает бывший эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес, указывая, что за 13 лет премьерства Рютте Нидерланды так и не выполнили обещание НАТО тратить не меньше 2% ВВП на оборону.
В числе других претендентов на этот пост называли президента Румынии Клауса Йоханниса, чье правительство официально уведомило НАТО о его потенциальной кандидатуре в феврале, и эстонского премьера Каю Каллас (на фото), которая не подавала официальной заявки, но в прошлом году выражала интерес в этой работе. [Отметим, что о готовности претендовать на пост генсека НАТО объявил и экс-премьер, ныне глава МИДа Латвии Кришьянис Кариньш. - ред.]
„Если мы думаем о географическом балансе, то это будет четвертый генсек [НАТО] из Нидерландов, — сказала Каллас в подкасте Politico Power Play на прошлой неделе. — И есть вопрос о том, что в НАТО есть страны с первым уровнем риска и вторым уровнем риска". „Мы равны или мы не равны? Эти вопросы все еще остаются", — добавила она.
Представители восточноевропейских стран лишь в редких случаях занимали высокие посты в ЕС и НАТО с тех пор, как большинство их вступили в эти объединения в 2004 году, спустя примерно 15 лет после падения железного занавеса.
Единственной страной региона, получившей один из высших постов в блоке, стала Польша. На тот момент бывший (а теперь вновь действующий) ее премьер-министр Дональд Туск один срок был президентом Европейского Совета, а Ежи Бузек, еще один бывший польский премьер, возглавлял Европарламент 3 года, примерно половину срока.
В настоящее время наиболее высокопоставленный восточный европеец в ЕС это Валдис Домбровскис из Латвии.
Он занял важную должность еврокомиссара по торговле после того, как его предшественник, ирландский политик Фил Хоган подал в отставку на фоне скандала. Румын Мирча Джоанэ — один из заместителей генсека НАТО.
„После расширения [НАТО в 2004 году], в Центральной и Восточной Европе живет 110 миллионов человек, — отмечает Ильвес. — В ЕС и НАТО есть пять больших постов, они ротируются каждые пять лет, так что всего получается 25 рабочих мест. За это время 20% стран ЕС получили 7% постов".
В Эстонии, Литве и Латвии высшие должностные лица полагают, что большие страны Западной Европы все еще пользуются несправедливым преимуществом, в особенности учитывая непримиримую позицию восточных европейцев по отношению к России после начала ее полномасштабного вторжения в Украину. Распространенное среди политиков в этом регионе видение России как экзистенциальной угрозы часто интерпретируется западными коллегами в том смысле, что эти политики - ястребы.
„Мы [люди в Латвии] чувствуем, что с нами недостаточно консультируются, — заявил бывший министр обороны Латвии Артис Пабрикс, имея в виду процесс отбора кандидатов на ведущие посты в НАТО. — У них [западных стран] есть свои причины думать, что страны Балтии в настоящий момент не должны выдвигать своих кандидатов".
Следующий высокий пост в Европе, на который может надеяться Каллас — стать преемницей Жозепа Борреля в качестве верховного представителя иностранным делам. Такая возможность обсуждалась последние месяцы, и видные европейские государственные деятели ожидали, что ее кандидатуру на это пост поддержит президент Франции Эмманюэль Макрон.
Однако не все уверены в ее шансах. Один еврочиновник на условиях анонимности заявил, что кандидатура Каллас на роль главного дипломата ЕС „остается чувствительной" в некоторых европейских столицах.
„Я не очень представляю, как Франция и Германия согласятся на это, по тем же причинам, по каким она не подходила для работы в НАТО, — сказал он. — Мы что, реально назначим на этот пост человека, который любит закусывать русскими на завтрак?"