Хотя число пойманных на нетрезвом вождении автомобилистов в Латвии в последние годы не растет (нарушителей ловят меньше в том числе по причине недостаточности человеческих ресурсов в полиции), все больше людей садится за руль в состоянии подпития — это подтверждает статистика ДТП. В 2019 году в аварии попало 663 водителя, а в 2020-м уже 733.
В целом же за прошлый год Госполиция выявила свыше 3,5 тысячи нетрезвых водителей, и у двух третей нарушителей концентрация алкоголя в крови превышала 1,5 промилле. Таких водителей МВД и предлагает наказывать в уголовном порядке — угроза наказания является одним из главных факторов, удерживающих человека от общественно опасных действий, поясняет замгоссекретаря МВД Вилнис Витолиньш. Введение уголовной ответственности за пьяную езду и эксперты тоже считают эффективной мерой, сказал он.
Путь любого законопроекта начинается с провозглашения на собрании госсекретарей министерств. Но именно эти не были провозглашены, хотя и обсуждались на экспертном уровне в МВД. Это, впрочем не мешает депутатам Сейма реагировать, прозвучало в эфире LTV.
Но существует несколько соображений, по которым введение уголовной ответственности для данной категории нарушителей проблематично, рассказал тележурналистам депутат Сейма, председатель подкомиссии по уголовному праву Андрей Юдин («Новое Единство»):
«Если уже уголовное дело — это означает несколько судебных инстанций, возможность обжаловать. Тогда существует и риск, что годами не будет приниматься решение.
В моем представлении, если мы поменяем порядок [наказания], то нужно предусмотреть и порядок, обеспечивающие очень быстрое вынесение приговоров».
Генпрокурор Юрис Стуканс введение уголовной ответственности одобряет. Он считает, что если значительная часть общества не понимает, что садиться за руль в подпитии нельзя — то единственным решением становится уголовное наказание:
«И тогда однозначно следовало бы конфисковать транспортное средство! Поэтому пьющему водителю, который ездит нетрезвым повторно, было бы просто не на чем поехать».
Однако конфисковать авто у пойманного в сильном алкогольном опьянении водителя не так-то легко.
«Если человек управлял своим транспортным средством — мы, конечно, можем думать о конфискации. Но не редкость, когда человек ездит на чужих автомашинах. И это может быть как купленная в лизинг, так и машина друга, работодателя — и тогда конфискация невозможна», — пояснил генпрокурор.
В ходе дискуссий обсуждалась такая мера наказания нетрезвых водителей, как реальное лишение свободы. Но, по мнению Стуканса, наказание все же нужно выбирать такое, которое побуждает человека изменить его мышление:
«Есть много видов, в том числе у Службы пробации имеются разные программы, так называемые принудительные работы, различные семинары, дискуссии, которые могут изменить образ мыслей человека. Нам нужно шире двигаться в этом направлении, а не формально отправлять в тюрьму на год».
Депутат Андрей Юдин прогнозирует, что подкомиссия по уголовному праву продолжит обсуждение уголовной ответственности за пьянство за рулем осенью. Быстро ввести такую меру не удастся, убежден политик.