Средний класс считается основой и опорой нынешних западных демократий, но дела у него в последние годы идут неважно. В большинстве стран ОЭСР средние доходы почти не увеличивались в последние десять лет, при этом стоимость жизни среднего класса там росла быстрее инфляции. В общем, недаром бузят в Париже «желтые жилеты».
«Новый доклад ОЭСР озаглавлен „Под давлением: стесненный средний класс“. Отмечается, что к категории среднего класса причисляют себя почти две трети населения стран ОЭСР. С точки же зрения экономистов, в нее попадают домохозяйства с доходом в 75–200% медианного по стране.
Доля этой категории в общей массе населения ОЭСР с середины 1980-х до середины 2010-х годов сократилась с 64% до 61% (разброс по странам — от 50% до 70%). К примеру, в Мексике к среднему классу отнесены домохозяйства с доходом от 3,8 тыс. долларов США до 10 тыс. долларов в год, в Люксембурге — от 26,5 тыс. до 70,6 тыс. долларов в год», — пишет комментирующая результаты исследования российская газета «Коммерсант».
Важное уточнение: это медианный доход, а не средний, высчитан он в долларах США по паритету покупательной способности. И речь идет о доходе на одного человека, а не на семью.
Латвийский стандарт
Эксперты ОЭСР полагают, что латвиец должен зарабатывать от 9209 долларов до 24 559 долларов США в год, чтобы считаться в своей стране представителем среднего класса. В месяц получается от 767 долларов (примерно средняя зарплата по Латвии на руки) до 2046 долларов.
Интересно, что порог вхождения в средний класс в Литве и Эстонии ниже, чем в Латвии: 9058 и 8658 долларов в год соответственно. В России — 8232 доллара.
Для сравнения: средний класс в Индии начинается с 1656 долларов США в год (138 долларов в месяц). Разрыв с богатыми странами Западной Европы, и даже с Латвией просто колоссальный.
Скромный результат
ОЭСР отмечает, что средний класс сокращается с каждым новым поколением: если среди беби-бумеров этого статуса между 20 и 30 годами достигали 70% граждан, то среди миллениалов — лишь 60%.
Экономическое влияние среднего класса, прежде рассматривавшегося как центр тяжести экономики, также сократилось: 30 лет назад совокупные доходы среднего класса в четыре раза превышали доходы богатейшей прослойки, сейчас менее чем в три раза.
В большинстве стран ОЭСР средние доходы почти не выросли за последние десять лет: рост составил 0,3% в год — на треть меньше, чем доходы богатейших — 10%. В США доходы верхнего 1% за 30 лет почти удвоились.
По Латвии данные такие: медианный доход с 2008 по середину 2010-х годов вырос в стране не менее чем на 2%. Это, конечно, очень скромный результат, но все же больше, чем в большинстве стран, изученных в данном исследовании. Серьезнее доходы выросли за это время только в Новой Зеландии, Швеции, Корее, Венгрии, Израиле, Польше, Турции, Чили.
Больше всех, примерно на 4%, подросли доходы жителей в Индии и Китае. В последних двух случаях, а также в случае Латвии следует помнить об эффекте низкой базы.
Расходы растут
В то же время стоимость жизни среднего класса, включая такие его атрибуты, как хорошее жилье, образование и медицина, росла быстрее инфляции.
Самой большой статьей расходов остается жилье: на него расходуется около трети реального дохода — по сравнению с четвертью в 1990-е годы. За последние 20 лет стоимость жилья росла втрое быстрее медианного дохода домохозяйств.
Растущие требования к квалификации также заставляют родителей больше инвестировать в обучение детей, притом что стоимость образовательных услуг растет. В результате более 20% домохозяйств среднего класса тратят больше, чем зарабатывают, а высокозакредитованными в среднем по ОЭСР оказались 11% — это больше, чем и у бедных, и у богатых групп.
Бедность на пороге
Многие нынешние представители среднего класса рискуют вскоре оказаться за его пределами: каждый седьмой, состоящий в числе средних 60% населения на шкале имущественного распределения, в течение ближайших четырех лет окажется в числе нижних 20%.
Люди среднего класса вполне могут выпасть из него прямо в бедность. Это особенно касается Латвии — 4% ее населения со средними доходами (75-200% от медианы) рискуют стать бедняками. Это самый высокий показатель из всех стран, изученных ОЭСР. Высок риск бедности для этой группы народонаселения также в Греции, Австралии, Великобритании, Эстонии, Португалии, Испании.
А если взять нижний слой населения (уровень дохода от 50-70% от медианы), то риску бедности здесь подвержены в Латвии почти 20%. Это тоже самый высокий показатель в данном исследовании, причем отрыв от других государств еще более существенный.
Что делать?
В ОЭСР из приведенных данных делают вывод: чтобы помочь среднему классу, правительствам стран необходимо улучшить их доступ к качественным госуслугам и обеспечить им лучшую социальную защиту.
Стимулирование должно быть направлено на увеличение предложения доступного жилья для граждан со средне-низкими доходами, на индивидуальные гранты, финансовую поддержку кредитов и налоговые льготы для покупателей жилья.
«Кроме того, на фоне замещения традиционных профессий среднего класса временными и непостоянными рабочими местами инвестиции следует направить на профессиональное обучение и тренинги. Также, советуют в ОЭСР, социальное страхование и коллективные договоры следует распространить на частично-, временно- и самозанятых, а основное налоговое бремя надо перенести с трудового дохода на доход от капитала, на недвижимость и наследство, а также сделать шкалу налога на доходы физических лиц более прогрессивной», — пишет «Коммерсант».
Посмотрим, прислушаются ли латвийские власти к этим советам ОЭСР, хотя ряд идей организации в стране уже реализован. Например, предложение ввести прогрессивную ставку налогов на доходы физических лиц. Это было реализовано еще с прошлого года.
Правда, данная мера вызвала переполох среди вышеозначенных физических лиц, когда выяснилось, что многие из них стали вдруг налоговыми должниками. Но это уже скорее упрек не самой идее, а ее исполнителям.
Кто тут посерёдке
Согласно исследованию, проведенному в Латвии одним из банков, 52,6% жителей страны относят себя к среднему классу.
Наибольшую принадлежность к среднему классу ощущают жители в возрасте до 45 лет с высшим образованием и средневысокими или высокими доходами. Значительно реже такое мнение высказывают пожилые люди, жители с основным образованием, а также со средненизкими и низкими доходами.
По мнению жителей Латвии, средний класс характеризуют такие показатели, как своя недвижимость, стабильные доходы, которые позволяют без сложностей погашать ежемесячные обязательные платежи, и возможность хотя бы раз в год отправиться в семидневное зарубежное путешествие. Однако, если применить все вышеупомянутые критерии к самим опрошенным, выясняется, что к среднему классу принадлежит лишь 10%.
«Латвиец должен зарабатывать от 9209 долларов до 24559 долларов США в год, чтобы считаться в своей стране представителем среднего класса».