Статья закона
В Министерстве юстиции от нас отделались общей ссылкой на закон, так и не ответив на вопрос конкретно, упомянув, что он не находится в компетенции минюста.
«Раздел 4.1 Закона о безопасности общественных развлечений и торжеств устанавливает общие ограничения, связанные с публичным мероприятием, — сообщила газете представитель минюста Алисе Дарзниеце. — Во время публичного мероприятия запрещено:
1) выступать против независимости Латвийской Республики, ее территориальной целостности, призывать к насильственному изменению государственного устройства Латвии, призывать к несоблюдению законов;
2) провозглашать насилие, ненависть, нацизм, фашизм или коммунизм;
3) пропагандировать войну, а также восхвалять или призывать к совершению уголовных преступлений и других преступлений;
4) использовать флаги, гербы и гимны бывшего СССР, нацистской Германии, нацистскую свастику, знаки СС и советские символы — серп и молот с пятиконечной звездой, за исключением случаев, когда их назначение не связано с восхвалением тоталитарных режимов или оправданием совершенных преступлений;
5) действовать таким образом, что это ставит под угрозу безопасность и здоровье участников мероприятия или других лиц».
«Эта статья включена в закон по предложению депутатов, поэтому более подробные объяснения Министерство юстиции предоставить не может», — любезно, но расплывчато сообщила газете представитель министерства Алисе Дарзниеце.
Из ответа Министерства юстиции было хорошо понятно, чего делать нельзя, но мы так и не получили ответ на свой вопрос: можно ли ветеранам надеть ордена и пойти к памятнику Освободителям?
Поэтому мы обратились в Рижскую муниципальную полицию.
Выполняют указания
В Рижской муниципальной полиции нам сообщили, что никаких отдельных ограничений на ношение медалей и орденов 9 мая нет, но на всякий случай порекомендовали обратиться с этим вопросом в госполицию.
«Во время мероприятия у памятника Освободителям мы выполняем указания госполиции», — объяснил нам представитель РМП Томс Садовскис.
В госполиции нас пару раз «перекинули» от одного специалиста к другому, пока наконец мы смогли получить хоть какой—то ответ.
Но, к сожалению, и он не отличался конкретикой и слово в слово повторял ответ Министерства юстиции, то есть опять же нам просто прислали ту же самую цитату из закона (Publisku izklaides un svEtku pasAkumu droSIbas likums, 4.1 pants).
«Полиция не интерпретирует это положение закона об использовании наград на мероприятиях», — пояснила газете представитель госполиции Симона Гравиете.
Запрет существует, но...
Ответа от Министерства внутренних дел, в чьем ведении находится госполиция, мы не дождались вообще.
А поскольку вопрос так и оставался открытым, поэтому мы обратились за разъяснениями в Сейм, который принимал и принимает этот и другие законы. За своих коллег взялся объяснить депутат сейма Сергей Долгополов:
— Достаточно давно был принят закон, который допускает ношение орденов другого государства только с соответствующего разрешения президента Латвии. Это общепринятая мировая практика в связи с ношением орденов иностранных государств. Однако поскольку Советского Союза не существует, то права применения этого закона нет. Да и никто никогда не обращался к президенту с такого рода просьбой.
Думаю, если обратиться, то в Канцелярии президента будут искать причины, чтобы такие разрешения не выдавать в связи с тем, что это символика страны, которой нет на карте мира.
В любом случае, прецедента нет. Так как ни у кого разрешения на ношение советских наград нет, до сегодняшнего дня отношение к орденам и медалям было относительно спокойным. Во всяком случае, госполиция с пониманием относилась к сложившейся ситуации.
Но поскольку у нас сейчас власть поменялась, я попросил коллег, чтобы они связались с госполицией и уточнили, получила ли та какие—то специальные указания на этот счет и следует ли ждать каких—то репрессивных мер, потому что запрет как таковой существует, и достаточно давно. Вам они (министерство, госполиция. — Прим. ред) не ответят на этот вопрос.
Если специальных указаний не будет, то полиция, как и в прошлые годы, будет лояльна к ношению медалей и орденов, потому что не было раньше ни одного случая, чтобы кого—то задерживали или составляли административный протокол за ношение советских наград. Но еще раз хочу сказать, что это зависит от доброй воли госполиции. А добрая воля — от того, какие инструкции они получают.
...Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что надеть сегодня ордена и выйти к памятнику Освободителям можно.