Чтобы в дальнейшем было проще решать конфликтные ситуации, осенью этого года начнет работу специальный налоговый омбуд, куда смогут обращаться все налогоплательщики Латвии - и частные, и юридические лица.
Рейрс рассказал, что из 200 тысяч предприятий, из которых крупнейшие - это честные налогоплательщики. Есть другая часть предприятий - они ничего не делают, балансы у них по нулям. И есть третья часть предприятий - это налоговые должники. Они не платят никаких налогов.
«Странно получается, что все аресты счетов со стороны СГД происходят только с теми предприятиями, которые входят в первую часть, то есть платят налоги. Однажды эксперты Всемирного банка нас спросили: почему латвийское предприятие, которое за 14 месяцев »заработало« 17 млн евро налогового долга, не подверглось никаким проверкам или аудиту со стороны СГД? Это ненормально!, - считает министр.
«Надо признать: в некоторых ситуациях предприниматели становятся беззащитными, - продолжает министр. - Омбуд станет той организацией, куда представители бизнеса смогут обратиться со своей проблемой, и омбуд вместе с СГД сможет решать каждую проблему индивидуально».
Комментируя ситуации с блокировкой счетов предприятий, которые активно обсуждаются в прессе (например, история ресторана Kinfield, которому СГД заблокировал счета из-за налогового долга, - прим. авт), Рейрс признался, что ситуация здесь двоякая. «С одной стороны, некоторые предприниматели сейчас работают так, как будто ничего не изменилось за последние годы. Но надо понимать, что СГД уже накопила достаточно много информации.
Ко мне обратился недавно »белый и пушистый« бизнесмен, на предприятие которого со стороны СГД были наложены очень серьезные ограничения в работе. Но оказалось, что он замешал в зарубежных схемах с НДС. И у СГД просто не было других вариантов, как применить к нему санкции».
Кроме того, по словам министра, часто встречаются и такие случаи: предприятие, имеющее долги по налогам, просто перерегистрируется на другое название, и продолжает работать дальше в той же сфере и даже в том же здании. А старая компания остается с долгами. «Раньше было трудно отслеживать такие компании, сейчас уже есть достаточно баз данных, чтобы понимать, чем занимаются такие предприниматели», - считает Рейрс.
По его словам, основной проблемой во взаимоотношениях между СГД и бизнесом является плохая коммуникация. «Предприятия извещают о чем-то через электронную систему EDS, и это совершенно неправильно. Например, предприятию с 20 работниками, заплатившее 600 тысяч евро в виде налогов, просто закрывают счет в банке по решению СГД.
При этом проблему можно было бы решить раньше, не доводя ситуацию до крайности. И даже после того, как предприятие уладит все проблемы, остаётся вопрос - дадут ли такому предприятию кредит в банке, зная, что уже был инцидент с блокировкой счетов».
По словам Рейрса, налоговый омбуд начнет работу осенью этого года. Крайний срок - с 1 января будущего года.
Ольга Князева.