Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пт, 2. Января Завтра: Indulis, Iva, Ivis, Ivo
Доступность

Михаил Светлов: «С нетерпением жду встречи с рижанами»

Михаил Светлов — один из самых известных басов-вокалистов в мире, входящий в десятку лучших оперных певцов планеты наряду с Доминго, Паваротти, Каррерасом. Для перечисления всех его творческих достижений и званий не хватит газетной полосы. А если добавить к этому еще и страны, где гастролировал певец, то получится всемирная географическая карта — от Москвы до Нью-Йорка, от Канады до Новой Зеландии.

Михаилу Светлову аплодировали в Ла-Скала и Карнеги-холле, Арене ди Верона и Театре Колон, Немецкой опере и Ковент-Гардене, его сравнивали с Шаляпиным, номинировали на Grammy…

Карьера этого оперного певца началась в России, в Большом театре, а продолжилась в Америке, в Метрополитен Опера. Помимо блестящей техники и потрясающего голоса, Михаил Светлов обладает ярким актерским дарованием и невероятной харизмой. Он выходит на сцену и с первого такта берет зрителей в плен.     

В конце февраля знаменитый певец посетит Ригу и станет членом жюри конкурса юных талантов «Восходящие звезды», который проводится под патронатом Михаила Казиника. Накануне этого события «Суббота» связалась с Михаилом Светловым, находящимся в Нью-Йорке...

«Крестник» Ирины Архиповой  

— Михаил Анатольевич, кто или что повлияло на выбор вашего жизненного пути и профессии?

— Мой отец был военным музыкантом, играл на кларнете. В нашей московской квартире всегда звучала классика, у нас было множество пластинок, и я с детства заслушивался хоральными прелюдиями Баха, записанными в Домском соборе. Благодаря отцу, в 6 лет освоил кларнет, затем пошел в музыкальную школу, где занимался по классу скрипки и фортепиано.  

— А как у вас открылись вокальные способности?

— Дыхательная система опоры звука у духовиков и вокалистов схожи. Обучая меня игре на кларнете, отец поставил мне вокальное дыхание. Поэтому неудивительно, что я быстро стал делать успехи.

— В 23 года вы уже пели в Большом театре. Это правда, что на вас обратила внимание сама Ирина Архипова?

— Эта великая русская певица сыграла в моей судьбе особую роль. Я до сих пор считаю Ирину Константиновну крестной матерью в своей карьере. Многие думали, что я попал в Большой театр потому, что был учеником Евгения Нестеренко. Но это не так. На меня обратила внимание Ирина Архипова. Позже она, смеясь, говорила: «Это я, Миша, взяла тебя в Большой».  

— На сцене Большого театра вы исполнили около 40 ролей: от Бориса Годунова до Мефистофеля, работали со знаменитыми музыкантами и композиторами. Но я знаю, что в вашей жизни были встречи с великими людьми, творчество которых находится за пределами оперного искусства — Евгением Евтушенко и Иннокентием Смоктуновским… 

— Мне посчастливилось встретиться с Евгением Александровичем, когда меня пригласили исполнить в Нью-Йорке 13-ю симфонию Шостаковича, написанную на стихи Евтушенко «Бабий Яр». Позже это произведение исполнялось в Америке несколько раз, и поэт всегда прилетал на концерты. Когда я решил сделать этот проект в Калининграде, Евгений Евтушенко горячо поддержал меня. Наши дружба и сотрудничество продолжались несколько лет, и встречи с ним навсегда останутся в моей памяти.  

Честь познакомиться с Иннокентием Михайловичем выпала мне в Париже. В оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный» я пел, а Смоктуновский выступал в роли чтеца. Мы дали вместе шесть концертов, после репетиций я брал у Иннокентия Михайловича уроки актерского мастерства. Он дал мне советы, которыми я пользуюсь до сих пор. Позже, уже в Москве, я пригласил Смоктуновского в Большой театр на свой дебют в «Борисе Годунове». Иннокентий Михайлович пообещал прийти, но, к сожалению, буквально за несколько дней до премьеры его не стало...

Москва — Нью-Йорк

— Как в вашей жизни возникла Америка?

— В Америку я попал по приглашению «Нью-Йорк Сити Опера». Приехал на сезон, но за это время получил столько приглашений на исполнение заглавных ролей, что понял: разорваться между двумя странами невозможно. И я переехал в США. Позже меня пригласили солистом в Метрополитен Опера, куда я когда-то приезжал на гастроли с Большим театром. С тех пор уже почти 30 лет я живу в Америке, гастролируя по всему миру.  

— Любой театр — это интриги. Вам приходилось с ними сталкиваться?

— И не раз. Как, впрочем, любому артисту. Великий Шаляпин даже дрался с хористами и оркестрантами. У меня, слава Богу, до такого не доходило. Но что такое интриги в театре — я знаю не понаслышке. Объяснение простое: конкуренция, борьба за роль — вспомним  великолепный фильм «Театр» с Вией Артмане. Кстати, контрактная система, существующая в Америке,  заметно снижает количество интриг. Потому что приглашается только один состав, где у каждого своя работа. Интриги присущи репертуарным театрам, где несколько составов, и каждый артист воюет за место под солнцем.

— Более 10 лет вы преподавали вокал в консерватории Нью-Йорка. Чем отличается русская оперная школа от американской?

— Ничем. Школа везде одна: постановка голоса и пение основаны на итальянском бельканто. Отличаются только стили и язык.

— Говорят, что вы поете на 11 языках мира. Это так?  

— За последние годы я добавил еще два языка, так что теперь пою на 13. Основные — итальянский, французский, немецкий, русский. Сейчас стали появляться оперы на английском, не так давно исполнил оперу на иврите.

— Насколько просто для вас освоить оперу на незнакомом языке?

— У меня все непросто. Когда меня пригласили спеть оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода» на венгерском языке, я сначала испугался. Хотел поехать в Венгрию, чтобы подучить венгерский. И вдруг узнал, что в Нью-Йорке живет на пенсии венгерский оперный певец. Мы созвонились. «Приезжайте, позанимаемся», — сказал он мне. Я взял 10 уроков, научился, как произносить слова и как их петь, ведь это разные вещи. После этих занятий мой страх прошел. Дебют оперы состоялся в Канаде...

«Пойте, Мишенька, пойте!»

— Вы работали со знаменитыми дирижерами: Иегуди Менухиным, Клаудио Аббадо, Владимиром Ашкенази, Евгением Светлановым, Мстиславом Ростроповичем, который был не только выдающимся виолончелистом, но и дирижером. А насколько вообще важен дирижер для певца?  

— Очень важен! Но чем значительнее дирижер, тем меньше он вторгается в интерпретацию певца, тем меньше требует петь «по руке».

Мне было 28 лет, когда меня пригласили на роль царя Додона в «Золотом петушке» Римского-Корсакова. На первые спевки пришел Светланов. Пою, жду замечаний, а Евгений Федорович молчит. Наконец набираюсь смелости и спрашиваю: «Почему вы мне никаких замечаний не делаете? Я же молодой артист». А он мне: «Пойте, Мишенька, пойте! Я хочу к вам привыкнуть». Представляете? Великий дирижер хотел ко мне привыкнуть, не хотел мешать.

— В одном из ваших интервью есть фраза: «Я строю свою жизнь по Шаляпину». Что вы имели в виду?

— Не мог я сказать такого! Это журналисты придумали. Как можно строить жизнь по Шаляпину? Второго Шаляпина не может быть. Это эталон, недосягаемая высота. У Федора Ивановича была непростая судьба: взлеты, падения, эмиграция, бегство...

— В вашей жизни тоже была эмиграция…

— Моя эмиграция — это эмиграция по работе. Я всегда мог вернуться в Россию. А Шаляпин не имел такой возможности и на все уговоры Максима Горького отвечал: «Нет, дорогой, не могу. Мои друзья объявлены врагами народа». Рахманинов тоже не имел возможности вернуться, он похоронен у нас в Нью-Йорке.

Шесть лет назад я привозил в Ригу программу под названием «Ваш Сергей Рахманинов». Этими словами заканчивается письмо композитора к Станиславскому, написанное к юбилею МХАТа. Рахманинов попросил Шаляпина спеть это письмо на юбилее театра. И Шаляпин спел! Причем, на бис. Я рад, что мне выпала честь исполнить в Риге произведения Рахманинова...

В Шаляпинском зале

— Роскошный голос — это ваш инструмент. Как вы его бережете?  

— Регулярно распеваюсь, придерживаюсь диеты… Если этого не делать, голос можно потерять, а это очень страшно. Однажды со мной такое случилось. На гастролях в Новой Зеландии я должен был петь Мефистофеля, но простудился так, что не мог не то что петь — даже говорить. Меня положили в больницу, вечером спектакль, а замены нет. Директор умоляет: «Ты не пой. Просто выйди на сцену». Я вышел — и тут случилось чудо: голос неожиданно вернулся. Я спел весь спектакль и был поражен тому, что сцена, оказывается, лечит!

— В конце февраля вы приедете в Ригу, чтобы стать членом жюри конкурса «Восходящие звезды». Как вы чувствуете себя в этой роли?

— Я с нетерпением жду этого момента, поскольку не первый год приезжаю на конкурс «Восходящие звезды». Его уровень меня поражает — он очень высок, особенно в группе юных инструменталистов. Я искренне восхищаюсь организатором конкурса — Галиной Полторак, которой удается ежегодно проводить такое масштабное мероприятие.     

— Насколько объективны оценки жюри? Приведу известный случай: на фортепианный конкурс имени Горовица какой-то шутник прислал аудиозапись игры Горовица, выдав ее за свою. И… не прошел даже в первый тур!     

— Стопроцентной объективности в искусстве не существует. Но на то и существует жюри. Конкурс оценивает не один человек, а несколько, после чего выставляется средний балл. Сумма субъективных оценок и дает объективность, хотя, конечно, она тоже не стопроцентная.  

— По окончании конкурса вы выступите в гала-концерте. Что исполните?

— Я спою «Каватину Алеко» Рахманинова и еще несколько своих любимых произведений. Так что приглашаю всех рижан в Шаляпинский зал — так когда-то назвалась Малая гильдия…

Елена СМЕХОВА

Комментарии (0) 1 реакций
Комментарии (0) 1 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Полный провал государственной русофобии. Латыши не такие…» Точс

"Полный провал государственной русофобии. Я написал, что нормально, если кто-то запускает салют даже в 23:00 по московскому времени. Это увидели более 150 тысяч человек. И что вы думаете? Только 11 человек поставили «ВОЗМУЩЁН» под записью против более чем 1,6 тысячи, которым ПОНРАВИЛАСЬ моя запись, - пишет политобозреватель Сандрис Точс на свой стратнице в ФБ.

"Полный провал государственной русофобии. Я написал, что нормально, если кто-то запускает салют даже в 23:00 по московскому времени. Это увидели более 150 тысяч человек. И что вы думаете? Только 11 человек поставили «ВОЗМУЩЁН» под записью против более чем 1,6 тысячи, которым ПОНРАВИЛАСЬ моя запись, - пишет политобозреватель Сандрис Точс на свой стратнице в ФБ.

Читать
Загрузка

Эксперт: Москве выгодны давление и саботаж против Европы

Россия в 2026 году усилит гибрид-активность и операции влияния в Европе, считает директор Центра исследований политики Восточной Европы и преподаватель Рижского университета Страдиня Марис Цепуритис. Об этом он заявил агентству LETA. leta.lv+1

Россия в 2026 году усилит гибрид-активность и операции влияния в Европе, считает директор Центра исследований политики Восточной Европы и преподаватель Рижского университета Страдиня Марис Цепуритис. Об этом он заявил агентству LETA. leta.lv+1

Читать

ХСС требует депортаций сирийцев из Германии

Фракция Христианско-социального союза в бундестаге требует ужесточить миграционную политику и ускорить возвращение большинства сирийских беженцев, пишет Deutsche Welle в публикации, ссылаясь на Münchner Merkur, а также агентства dpa и AFP. Позиционный документ подготовлен для закрытого заседания региональной группы CSU в монастыре Seeon в Баварии 2 января.

Фракция Христианско-социального союза в бундестаге требует ужесточить миграционную политику и ускорить возвращение большинства сирийских беженцев, пишет Deutsche Welle в публикации, ссылаясь на Münchner Merkur, а также агентства dpa и AFP. Позиционный документ подготовлен для закрытого заседания региональной группы CSU в монастыре Seeon в Баварии 2 января.

Читать

Кто лжет о Хорлах: Генштаб ВСУ или Сальдо? Сообщают о 27 погибших и 29 раненых

Генштаб ВСУ отрицает удар украинской армии по гостинице в селе Хорлы на побережье Черного моря в оккупированной части Херсонской области. Об этом 1 января агентству «Интерфакс-Украина» заявил представитель Генштаба Дмитрий Лыховий.

Генштаб ВСУ отрицает удар украинской армии по гостинице в селе Хорлы на побережье Черного моря в оккупированной части Херсонской области. Об этом 1 января агентству «Интерфакс-Украина» заявил представитель Генштаба Дмитрий Лыховий.

Читать

«Latvijas valsts ceļi»: по стране опасная гололедица

Утром в пятницу из-за метели особенно сложные условия для движения сложились на государственных магистральных и региональных дорогах в окрестностях Мадоны, сообщает Latvijas valsts ceļi. По данным предприятия, по всей стране метель и гололедица ухудшают проезд по основным и региональным трассам.

Утром в пятницу из-за метели особенно сложные условия для движения сложились на государственных магистральных и региональных дорогах в окрестностях Мадоны, сообщает Latvijas valsts ceļi. По данным предприятия, по всей стране метель и гололедица ухудшают проезд по основным и региональным трассам.

Читать

«Мокрый снег и дождь»: в пятницу станет теплее

В Латвию приходит более тёплая воздушная масса, сообщает LVĢMC. Из-за потепления снег постепенно перейдет в мокрый снег, а затем местами и в дождь. На отдельных участках возможна гололедица и ледяная корка.

В Латвию приходит более тёплая воздушная масса, сообщает LVĢMC. Из-за потепления снег постепенно перейдет в мокрый снег, а затем местами и в дождь. На отдельных участках возможна гололедица и ледяная корка.

Читать

Так целились или не целились? Что пишут СМИ об атаке на резиденцию Путина

В Минобороны России утверждают, что получили доказательства атаки украинских дронов на резиденцию Путина, в ведомстве пообещали передать их американцам. Накануне Центральное разведывательное управление США установило, что Украина не пыталась атаковать президента России Владимира Путина или одну из его резиденций на этой неделе, сообщают газеты New York Times и Wall Street Journal со ссылкой на американских чиновников.

В Минобороны России утверждают, что получили доказательства атаки украинских дронов на резиденцию Путина, в ведомстве пообещали передать их американцам. Накануне Центральное разведывательное управление США установило, что Украина не пыталась атаковать президента России Владимира Путина или одну из его резиденций на этой неделе, сообщают газеты New York Times и Wall Street Journal со ссылкой на американских чиновников.

Читать