В отношении юбилея чувства двоякие. С одной стороны, это радость от праздника — в вихрях истории мы все-таки обрели свою страну. Но есть и привкус горечи. Неприятно сознавать, что средства, предназначенные для празднования столетия Латвии (называют сумму в 60 млн евро), стали бизнес-проектом для приближенных к номенклатуре деятелей, - пишет в журнале "Открытый город" Игорь Мейя, член правления SIA Constructus.
В Первой республике люди хотя бы платили за участие в Празднике песни из собственного кармана, их волости подключались к оплате, только если были лишние деньги. Традиция полностью оплачивать Праздник песни из государственного бюджета появилась в советское время, и в независимой Латвии она продолжается. Никакой оценки не делается даже сейчас, когда суммы выглядят вызывающе чрезмерными, что демонстрируют и сметы юбилейных мероприятий.
Будьте уверены, что мы еще станем свидетелями самых абсурдных проектов, которые придумываются для того, чтобы «освоить» эти 60 миллионов. Пропаганда возводит столетие в «святыню», создавая впечатление, что интересоваться, сколько на него тратится денег, это «дурной тон». Но это не «дурной тон», а здоровый прагматизм: к сожалению, за эти годы мы видели немало примеров циничного «распиливания» государственных денег.
Э-здоровьем занимались те, кто провалил skolas.lv
Последний из них — откровенно неудачный проект э-здоровья, в четыре этапа которого из госбюджета вложено почти 18,6 миллиона евро. Э-здоровье оказалось полной катастрофой с точки зрения использования и даже безопасности данных.
Известно, что карту электронного здоровья разработал Datorzinību centrs, который вместе с E-Synergy создавал и провальный проект Министерства образования и науки (МОН) — skolas.lv. В результате создания и поддержки skolas.lv, как признает МОН, были «потеряны» 3,5 миллиона евро! Но никто за это не был наказан, а Datorzinību centrs занялся и э-здоровьем. Среди разработчиков обоих проектов и такая солидная фирма, как Lattelecom.
По-видимому, основное достоинство неоценимых специалистов состоит в связях с политиками правящей коалиции. Во времена правительства Ивара Годманиса руководителю Datorzinību centrs Сигне Балине Союз зеленых и крестьян (СЗК) выдал портфель министра по особым поручениям по вопросам электронного управления, а владелец партнера этого предприятия E-Synergy Кирилл Кондратов в 2013 году на выборах в самоуправлении шел в Риге от списка СЗК...
«Зеленые» бронетранспортеры
К сожалению, нет никаких признаков грядущих после выборов 2018 года перемен, и к выборам 14-го Сейма в 2022-м мы придем с теми же проблемами. Правящая коалиция идеологически и политически будет точно такой же.
На мой взгляд, в этот период особенно интересно будет наблюдать за развитием «более молодой части» могущественного сейчас СЗК — Латвийской партии зеленых (ЛПЗ).
В 1990 году, когда я участвовал в учредительном конгрессе этой организации, мне в голову не могло прийти, что государство — в том числе благодаря разным «зеленым» ограничениям — все больше будет освобождаться от жителей; что самой «зеленой» организацией станет Министерство обороны; что основным спонсором и куратором этой партии будет олигарх из города нефтяного транзита; что член этой партии Раймонд Вейонис, будучи на посту министра обороны, на 250 миллионов евро закупит произведенные в 1970-е годы британские бронетранспортеры, к которым, как недавно выяснилось, уже никто в мире не производит боеприпасы. Что, в конце концов, уже следующий «зеленый» министр обороны Раймонд Бергманис на полном серьезе станет рассказывать, что необходимые боеприпасы произведем здесь же, в Латвии.
Увы, ничто не свидетельствует, что такие «зеленые» покупки в ближайшее время не продолжатся. Не менее 2% от ВВП, или более полумиллиарда евро, которые мы обещали ежегодно тратить на оборону, как-то же надо «осваивать».
Основные бенефициары государства — бюрократы
На мой взгляд, независимо от того, какие партии попадут в 13-й Сейм, стагнация в экономике будет продолжаться, и в ее результате страну продолжат покидать экономически активные жители. По данным исследования ЛУ, каждый четвертый покинувший Латвию экономический эмигрант — с высшим образованием, а за последние 15 лет страна потеряла более 40% своего молодого поколения. Так что мы смело можем прогнозировать, что нехватка рабочей силы будет обостряться, и очень возможно, правительство настолько облегчит ее импорт из третьих стран, что и общество начнет заметно меняться.
Основными бенефициарами государства, чьи права и обязанности не будут идти в сравнение с ответственностью и долгом предпринимателей «производить» налоги, останутся бюрократы из госуправления.
Из-за нереализованной налоговой реформы и того, что политики даже не начали говорить о серьезном уменьшении госаппарата, фактические доходы простых жителей и дальше будут снижаться, будет хиреть бизнес, особенно малые и средние предприятия.
Надежда на то, что в результате «налоговой реформы» снизятся выплачиваемый с брутто-зарплаты социальный налог и подоходный налог с населения, не оправдалась.
В случае Латвии налогоплательщики воспринимаются как сырье для благосостояния местных политиков и чиновников, а также их хозяев. Такой порядок характерен для стран третьего мира. Теперь ясно, что цель «налоговой реформы» 2017 года усматривается в контексте повышения зарплат работникам госуправления, в результате чего снизится экономически активный средний слой, зато коалиционные партии обеспечат себе успех на следующих выборах, опираясь на сытый и численно значимый слой бюрократов. Уверен, что, несмотря на обещания, рост налогов продолжится и в следующие четыре года.
Негативные тенденции будут отмечаться и в таких отраслях, которые еще в 90-е годы стали считаться экономическим и финансовым хребтом государства. Как основные тут надо назвать транзит и финансовую отрасль.
Ничего радостного не предвидится и в банковском секторе. Те времена, когда Латвия надеялась стать чем-то похожей на Швейцарию, Люксембург, Лихтенштейн, Ватикан или Монако, закончились. Инициированный США усиленный надзор за нашими банками, затрудняющий жизнь их клиентам, способствовал перемещению денег и интереса нерезидентов в страны с более «мягким» климатом.
Еще, конечно, остается «наш зеленый лес», вырубка которого в ближайшие годы пойдет еще интенсивнее. Да, лесные площади увеличиваются естественным путем при зарастании сельскохозяйственных земель, но этот дикий лес не производит качественную древесину. Зато в выращиваемых лесах будет появляться все больше просек, потому что бюрократический аппарат и партийцы будут требовать от Latvijas Valsts meži все больше денег. Ну, а владельцы частных лесов просто хотят есть.
Грустно, но и 2018 год политиканы начали не снижением штатов в министерствах и учреждениях, не «прополкой» бюрократии или оценкой целесообразности разных институций, а повышением зарплат руководителям госуправления высокого, среднего и низшего звена.
Наивысшей зарплатной группе, 16-й, планируется поднять максимальную зарплату до 3450 евро в месяц вместо 2441 евро (на 41,3%), 15-й группе — до 3233 евро вместо 2353 евро (на 37,4%). Аргументация просто фантастическая: госуправление нужно держать вровень с частным сектором.
Между тем частные предприятия из-за невероятного налогового бремени просто не могут поднять зарплаты своим сотрудникам до такого уровня, чтобы прекратить спешную эмиграцию рабочей силы. А предприниматели, помимо налогов, которые съедает госуправление, еще производят и прибыль себе, и зарплаты своим сотрудникам. Если частный бизнес станет еще слабее, то как Латвия сможет заплатить хотя бы проценты с 10 миллиардов внешнего долга, которые сейчас составляют примерно 1 миллион евро в день? Это не говоря уже про основную сумму, покрыть которую в таких обстоятельствах просто нет никаких шансов.
В то же время политики позволяют себе тратить полмиллиарда евро в год на покупку списанной другими странами НАТО военной техники и топить более миллиарда евро в год в самой таинственной с точки зрения госбюджета и абсолютно неупорядоченной отрасли — здравоохранении.
Под прикрытием информационных шумов и «дурацкого оптимизма»
Уверен, что и в «развлечении» латвийского общества четвертьвековые традиции наших политиков не будут сломаны. Основными темами СМИ в следующие четыре года останутся те же «мешки ЧК», олигархи, русские школы, вопрос неграждан и «русские идут». Несмотря на эти «тяжелые и нерешаемые» вопросы, в информационном пространстве продолжит доминировать «дурацкий оптимизм»: смотрите, у нас снова «история успеха», ВВП растет, нас очень ценят наши стратегические партнеры и т.д.
Прячась за этой дымовой завесой, правящая элита продолжит сделки, в которых набила руку, продавая банк Citadele, ища инвесторов для airBaltic и Liepājas metalurgs, покупая сомнительное вооружение, создавая условия для расцвета бизнеса на «зеленом» электричестве, национализируя Инчукалнсское подземное газохранилище или снова повышая внешний долг. И, конечно, в связи со всем этим снова и снова поднимая налоги и уничтожая остатки нечиновного среднего слоя.
Да, этот год мы проведем под знаком столетия страны, с кульминацией 18 ноября. После этого наступит тяжелое похмелье…
Возможен ли в следующие четыре года другой сценарий политической или экономической жизни государства?
На мой взгляд, радикальные изменения возможны только в случае резкого ухудшения внешней или внутренней платежеспособности государства. Тогда часть экономической и политической элиты Латвии может оказаться абсолютно неспособной руководить страной. Кто придет на их место, сейчас не берусь прогнозировать.