«Дорнье» Do 19 значительно уступал своему конкуренту из «Юнкерс» и во многом заимствовал решения у французской бомбардировочной школы, к концу 30-х годов уже устаревшей.
Интересно, что до прихода Гитлера к власти, ситуация была совсем иной. Все 20-е и начало 30-х годов многие немецкие фирмы грезили о создании гигантских пассажирских лайнеров, в том числе и межконтинентальной дальности. А где пассажирский самолёт, там и бомбардировщик. С падением системы сдерживания Германии этим заделом было грех не воспользоваться.
В 1933 году фирмы «Дорнье» и «Юнкерс» начали работу над проектом дальнего бомбардировщика GB (Groß Bomber, буквально — «большой бомбардировщик»). А в 1935 году военные выпустили требования к подобному самолёту, известные под названием «урал-бомбер».
«Юнкерс» Ju 89 — фаворит программы «урал-бомбер», мог стать основой немецкой стратегической авиации. На его базе была выпущена серия пассажирских, транспортных и патрульных самолётов Ju.90/290
Военные хотели получить машину, способную доставить десять тонн бомб на дальность в 2000 километров. Как ясно из названия, главной целью были советские заводы на Урале.
В 1936 году полетел прототип от Дорнье Do 19, в 1937 году в небо поднялся «Юнкерс» Ju 89. Всё шло к тому, что Германия к 1939-40 годах могла получить серийный дальний бомбардировщик, ничем не уступающий ранним В-17, «ланкастерам» или «галифаксам». Но этого не случилось. Новой Германии были нужны пикирующие бомбардировщики и истребители, а победа над СССР виделась такой быстрой, что заводы на Урале не сыграли бы никакой роли.
В 1937 году все работы над «урал-бомбером» свернули, а вместо него родили идею стратегического пикирующего бомбардировщика, с которой мучились ещё долго.
«Хейнкель» Не 177 — пикирующий дальний бомбардировщик. В итоге и пикировать не мог, и как дальний бомбардировщик был плох
Далёкая, но желанная Америка
О стратегических бомбардировщиках в Германии вспомнили лишь в 1940 году. После победы над СССР Гитлер планировал серьёзно взяться за Британию. Он прекрасно понимал: как только он начнёт побеждать, в войну вступят США. Чтобы показать американцам всю ошибочность этих действий, планировалось совершать на Штаты постоянные воздушные рейды. Это имело бы и моральное воздействие на население Америки, а также отвлекло бы значительные ресурсы на создание ПВО и противодействие налётам.
Для упрощения задачи предлагалось захватить Азорские острова и развернуть там аэродромы «подскока», что позволило бы обойтись самолётами с боевым радиусом полёта всего в 4500 километров. Именно это расстояние с бомбовой нагрузкой в десять тонн и на высоте в девять километров было указано в первом требовании к будущему «америка-бомберу».
Первоначально предполагалось использовать для этих целей доработанный Fw 200 «Кондор» или летающую лодку BV 238. И тот и другой вариант требовал серьёзной модернизации, сравнимой с проектированием нового самолёта. Неудивительно, что вскоре от этих проектов отказались.
К 1941 году стало ясно, что в ближайшее время никакие Азорские острова рейху не светят, а значит надо исходить из радиуса полёта минимум в 6500 километров. На эту цифру и стали ориентироваться основные участники программы: фирмы «Юнкерс», «Мессершмитт» и «Фоке-Вульф».
Пока инженеры работали, у военных с политиками шла активная дискуссия. Первые считали, что целью для бомбардировок должны стать военные объекты: базы, заводы и склады. Был даже составлен список из приоритетных мишеней для будущих рейдов. Политики во главе с самим Гитлером считали приоритетными удары по городам для деморализации населения.
Рождались в этих спорах и совсем безумные идеи. Например, вместо бомб сбросить на города восточного побережья Штатов десант и этим ещё больше показать американцам, что они уязвимы.
«Мессершмитт» Ме 264 — проект-фаворит в рамках программы «америка-бомбер». Привлекает внимание любителей люфтваффе своей похожестью на В-29 и завышенными минимум в два раза (а то и в три) ЛТХ
Но с каждым месяцем становилось всё очевиднее, что подобные планы — это не больше, чем делёж шкуры неубитого медведя. Авиаконструкторы, первоначально рапортовавшие о успехах, «вдруг» столкнулись с огромным количеством проблем. Немецкое авиастроение, во многом растерявшее опыт создания дальних тяжёлых самолётов, просто не справлялось с поставленной задачей.
Не было нужных высотных моторов, возникали проблемы с электроникой и системами навигации, конструкции бомбардировщиков получались или непрочными, или слишком тяжёлыми. Даже шасси вызывало кучу проблем.
Да, в 1942 году полетел Ме 264, годом позже Ju 390 — дальний потомок Ju 89. Но эти машины имели гору проблем и даже близко не приближались к ожидаемым лётным характеристикам. В реальности они во многом уступали даже В-29, а уж о функциях межконтинентальных машин и говорить было нечего.
Попытка продать военным ещё более масштабные проекты провалилась, ведь всем было ясно: делать самолёты будут ещё очень долго, а рейху сейчас нужны совсем другие машины.
В 1943 году работы над «америка-бомбером» прекратили. И Ме 264, и Ju 390 переквалифицировали в морские разведчики. Они должны были патрулировать Атлантический океан в поиске конвоев союзников и наводить на них «волчьи стаи» подлодок. Но даже в этой роли им повоевать не удалось, ведь ни одну машину так и не успели довести до ума.
Уже позже, в середине 50-х годов, родилась легенда, что один Ju 390 всё-таки совершил полёт до Нью-Йорка. Но исследования доказали: это не больше, чем выдумка.
Ошибка Гитлера?
Идеи «америка-бомбера» всплывали несколько раз в инициативном порядке. Тут можно вспомнить и знаменитый ракетоплан Зенгера «Зильберфогель», и попытки братьев Хортенов спроектировать реактивный межконтинентальный бомбардировщик. Общим для этих проектов была ещё бо́льшая их фантастичность и практическая неосуществимость. Скорее, это были красивые мечты, чем реальные серьёзные работы.
«Хортен» Но XVIII, попытка создать межконтинентальный реактивный бомбардировщик. На бумаге поражал своими характеристиками, но технологический уровень Третьего рейха не позволял их достигнуть даже в перспективе
Уже ближе к нашему времени многие любители рейха, и люфтваффе в частности, смотря на проектные ЛТХ «америка-бомберов», стали недоумевать, почему Гитлер вместо постройки флота таких великолепных стратегических бомбардировщиков приказал свернуть работы? Так и родилась легенда, что немецкие армады бомбардировщиков стояли на пороге США, и только известная глупость фюрера спасла американские города от бомбёжек.
Но факты упрямо говорят, что даже шанса на появление межконтинентального бомбардировщика у Третьего рейха не было, даже если убрать за скобки налёты союзников. Что тут говорить — в США, при огромном опыте в вопросах стратегической авиации, получить подобную машину смогли лишь в 1947 году.
Ракетоплан «Зильберфогель», ставший одним из символов Третьего рейха, нельзя назвать иначе как обычной фантазией
К сожалению, миф о технологическом величии Третьего рейха слишком укоренился в массовом сознании людей. И многим проще списать всё на бесноватого Гитлера, чем принять факт: Германия под управлением нацистов бездарно растеряла почти весь научный потенциал и во многом отставала не то что от США и Британии, но даже в чём-то и от СССР.
Юрий Кужелев, warhead.ru