В то время откуда-то у людей появилась смелость, были моменты страха, стремление к свободе и огромное желание победить темные силы, которые еще не хотели сдаваться. На баррикадах стоял единый народ, который был готов, готовый на самопожертвование ради во имя святых идеалов. Мы хотели свободное, независимое государство.
И произошло чудо – государство мы получили. Многочисленные куда большие народы – курды, каталонцы и другие все еще лишь мечтают о своей стране. У нас она есть. Это огромная ценность.
На баррикадах звучал не только латышский, но и русский язык. Тогда никто не делил людей, кто на каком языке говорил, было само собой разумеющимся, что и русским противна советская власть. Печально, что этническое разделение отравляет развитие государство и все сделано неправильно – вместо того, чтобы национальные меньшинства Латвии демократично встали с патриотами, произошло иное – бессмысленные попытки ассимилировать русских, унизить, бесконечно напоминать, что они оккупанты.
Под прессингом и вторая сторона решила противостоять - закрылась в своем коконе у телевизора, где их мозги обрабатывают кремлевские геббельсы Киселев и Соловьев. Впереди у нас и новые вызовы, которые придут с ростом благосостояния, что приведет сюда людей из стран третьего мира.
Баррикады было время иллюзий и наивности. Казалось, что надо лишь получить свободу и через несколько лет в Латвии будут жить обеспеченные, социально благополучные люди, как в Дании или Германии. Видимо, не получилось.
Но вот уже 2018 год и как недавно высказался популярный блогер-путешественник Варламов: “Рига больше не СССР, но и не Запад”. С подобной реальность нужно смириться, ведь, как оказалось, невозможно за одну, две или даже три декады уничтожить советского человека, живущего в головах общества. И хотя попытки избавится от него происходят все время, в каком-то виде советский человек появляется вновь, мешая думать, работать, учиться, воспитывать и даже дышать, как полагается свободным людям.
Как у преступника, который долгие годы провел за решеткой, которому трудно адоптироваться в мире, когда не нужно вставать и ложиться спать по команде, когда решения нужно принимать самому.
Но есть еще один парадокс и каламбур. Одним из признаков несвободы является то, что во всех своих финансовых или семейных несчастьях люди винят кого-то другого – внешних плохих людей или обстоятельства – правительство, самоуправления, парламент, “олигархи”, бюрократы Брюсселя, евреи, русские, 700 лет рабства…и советское время. Но ведь и советское время не в чем уже обвинять. То время давно прошло. Стонать по прошлому – не продуктивно, также как и строить неадекватные планы на будущее. Адекватно жить сейчас, сегодня, думать о насущном о том, как сделать свою жизнь лучше.
Главные чекисты ушли, но они в своих мрачных могилах все еще смотрят, как зло, которое они посеяли, все еще прорастает и дает плоды. Прошло так много времени, но на повестке все еще мешки ЧК. Что там внутри? Наверно, проще сказать, чего там внутри нет. Понятно, что каждый ученый или человек культуры, который в советское побывал за границей был вынужден доносить. Как без этого? И занимать высокие посты без сотрудничества тоже было попросту невозможно.
Ну можно теперь открыть всю правду и выложить все это публике прямо на стол. Наверно, нас шокирует, что мы узнаем. Но вот в чем беда – большая часть имен, которые там написаны, могли не быть агентами или осведомителями. Тем более, что они мертвы и даже не смогут сказать что-то в свою защиту. Как у литовцев, где знаменитый актер Банионис оказался в таких же мешках и дирижер Саулюс Сондеций. Если что-то мы будем вскрывать, то давайте все разом, что этому был жуткий конец, а не жуть без конца.
Еще одна песня, которая звучит из года в год – демографическая ситуация – люди уезжают за границу, а в Латвии умирают больше, чем рождаются. Но ведь и это свобода – уехать, попробовать свои силы в другом месте. Кому-то не нравится, но кто-то вполне доволен. Особенно мы переживаем о молодежи. Но ведь не надо путать туризм, обучение с эмиграцией. Будут такие, которые, познав мир, заработав деньги, вернутся и станут инвесторами, инноваторами, которые и поднимут нашу страну.
Время, в которое мы живем, для будущих историков будет таким же значимым, как открытие Америки или падение Константинополя. Развитие технологий позволяет строить общий бизнес, находясь на разных континентах. Это новая эра производства, государственного управления, идей, здравоохранения, культуры. Вот оно будущее! Можно жаловать в соцсетях на плохую жизнь, но можно и создавать. Компьютер – ценная вещь, помогающая умным людям. Глупые же используют его, как мартышки - чтобы питаться, спариваться и колоть орехи. И если технологии так использовать, то виноваты вовсе не немецкие бароны и советские коммунисты.