"Десять лет назад немецкая компания Lidl уже присмотрела Латвию как место для расширения своей сети супермаркетов. Немцы наняли местных маклеров и, купили немалое количество земли и недвижимости. Однако потом, в один прекрасный момент, они очень быстро все активы продали и ушли." - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге",
"Немцы унюхали, что пахнет кризисом, в Латвии у них бизнес не пойдёт, скоро драматически упадут цены на недвижимость, поэтому от неё надо избавиться, и, по возможности скорее. Говорят, что в подходящий момент продав имущество, Lidl заработал каких-то семь, восемь или больше миллионов. Это только в Латвии, а подобным образом компания «выровняла фронт» в Литве.
Сейчас опять Lidl ходит по нашему рынку супермаркетов и смотрит через забор, вероятно, с намерением войти и выставить на прилавок свой продукт. Это хороший знак для латвийской экономики и бизнес-среды хотя бы потому, что кто-то хочет прийти, а не убежать. Наверное тогда сбудется мечта правительства Мариса Кучинскиса о том, что экономика будет расти и можно будет свести концы с концами и заполнить дыры в государственном кошельке, которые в первые года появятся из-за налоговой реформы. Очевидно, Lidl исследовал экономику Латвии, возможно, даже лучше, чем правительственные чиновники, потому, что они не ходят на работу исключительно ради того, чтобы «отсидеть» время, а чтобы зарабатывать. Вероятно, по их мнению, здесь достаточно платёжеспособных потребителей. Приход новой сети супермаркетов, возможно снизит цены на товары широкого потребления, что будет хорошо для клиентов, не так ли? Потому что, несмотря на то, что кажется, будто у нас очень много супермаркетов, на самом деле их не хватает для того, чтобы конкуренция была достаточно сильной. Даже при отсутствии картельного сговора, малое количество игроков на рынке способствует высокому уровню цен. Отсюда и абсурд, состоящий в том, что часть товаров в латвийских супермаркетах стоит дороже, или даже значительно дороже, чем в Западной Европе. А какие зарплаты у них, и какие у нас!
Естественно, что приходу нового конкурента компании, разместившие в Латвии свои сети супермаркетов, не обрадуются. Поэтому сейчас большую ценность приобретёт каждый кустик и каждое деревце, которое ужасный монстр Lidl хочет срубить ради своего центра логистики или магазина. Только усилятся протестные настроения народа и будут звучать слова о злом Lidl, уничтожающем местных производителей и мелких торговцев. Но ничего не поделаешь - Rimi, Maxima и Mego не могут помешать приходу конкурентов. Могут только немного задержать. Даже если удастся запугать Lidl, придёт кто-то другой. Сетей супермаркетов в мире тысячи.
Конечно, в конкурентной борьбе маленьким магазинам выжить трудно — это то же самое, как ремесленнику конкурировать с фабрикой. Но с местными производителями будет так, что, если они будут предлагать хороший товар, и удастся договориться с немцами, то те возьмут товар в свой магазин. Логика бизнеса сама все отрегулирует и упорядочит. Вполне вероятно, что владельцы сети супермаркетов заметят национальную особенность латвийцев ценить местный продукт и будут предлагать в своих магазинах выращенные в Латвии огурцы, яблоки, бананы и кокосовое молоко.
Что с новой торговой сеть не в порядке, так это то, о чем бьют тревогу депутат Европарламента Ивета Григуле (и представительница общественной организации "IMPACT 2040" Анита Ланцмане - прим. ред.). Lidl в течение последних семи лет получил кредит в объёме нескольких миллионов, несомненно, на очень хороших условиях, от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На эти деньги Lidl совершал экспансию в Румынии, Болгарии, Сербии. Деньги даны на достижение благородной цели — уменьшения бедности в Восточной Европе.
Это некрасиво, и представляет из себя нечестную конкуренцию. В забеге ради прибыли участвует конкурент, использующий допинг — дешёвую брюссельскую капусту. Можно за это ругать Lidl, но не он плох, совсем странная у ЕБРР политика «борьбы с бедностью»."