Кризис, связанный с притоком беженцев и мигрантов в Европу, - это человеческая трагедия, но также кошмар для политиков, пишет в статье для The Times экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт. В написании статьи участвовали экс-министр иностранных дел Германии Йошка Фишер и бывший премьер-министр Греции Георгиос Папандреу.
"Националисты эксплуатируют страх перед беженцами, чтобы подрывать позиции ЕС и атаковать ценности либеральной демократии, которые он олицетворяет", - говорится в статье. Евросоюзу пора продемонстрировать, что он способен действовать милосердно, но решительно, дабы взять кризис с беженцами под контроль. А Соединенным Штатам пора вмешаться и оказать помощь ЕС.
"Прежде всего мы должны предпринять усилия для улучшения ситуации на греческих островах", - пишет Олбрайт.
Если ЕС откажется ввести безвизовый режим для граждан Турции, он совершит "ошибку из-за близорукости". "ЕС также должен сдержать обещание о крупномасштабном переселении беженцев из Турции по схеме их добровольного приема по соображениям гуманности", - говорится в статье.
Олбрайт надеется, что другие богатые страны, в том числе Америка, тоже будут принимать у себя беженцев - и гораздо больше, чем 10 тыс., которые пообещал принять Вашингтон.
"В общественных дискуссиях на тему беженцев (...) преобладает ксенофобия. Ответственным лидерам в каждой стране пора дать отпор этому нагнетанию страхов и продемонстрировать, что можно хранить верность либеральным ценностям, не поступаясь своей безопасностью", - заключает автор.
В январе, при 30-градусных морозах, Норвегия депортировала в Россию 22 человека - эти соискатели убежища перешли через российско-норвежскую границу в районе Сторскога в Заполярье, напоминает El Pais. "Они могли застрять на нейтральной полосе, был риск, что они замерзнут до смерти", - предостерег координатор УВКБ ООН по Европе Венсан Кошетель, но в итоге власти Норвегии сумели перекрыть "арктический коридор".
Если за 12 месяцев в Норвегию въехали на велосипедах 5 тыс. соискателей убежища, то сегодня никто уже не пытается это делать. По мнению автора, власти дали четкий сигнал: "Не въезжайте через Арктику, а то мы вас выдворим в Россию. Да, в Россию, союзницу сирийского режима".
Некоторые граждане Сирии и Йемена, которые в январе были депортированы, сумели без лишнего шума вернуться в Норвегию, а власти согласились рассмотреть их прошения, сообщил изданию Йон Оле Мартинсен из НКО Noas, помогающей соискателям убежища.
При этом правительство Норвегии проводит кампанию, убеждая потенциальных беженцев не просить убежища в этой стране.
Когда прошлой осенью в Норвегию еженедельно стали прибывать по 2 тыс. мигрантов, властям пришлось импровизировать. "Их содержание обходилось очень дорого: 1 тыс. крон (100 евро) в день", - говорит Мартинсен.
В этих условиях Норвегия создала министерство иммиграции, которое возглавила Сильви Листхауг. Она критикует "тиранию добрых душ", которые хотят принять "слишком много беженцев", и конфликтует с руководством лютеранской церкви, считая священников "социалистами до мозга костей". Со своей стороны, Мартинсен считает, что заявления Листхауг "не способствуют интеграции", а сама она не разбирается в вопросах прав на убежище и международных правовых нормах.
Немецкая Die Welt сообщает, что в Германии задержаны трое подозреваемых в терроризме, предположительно планировавшие теракт в центре Дюссельдорфа по поручению ИГИЛ (запрещено в России. - Прим. ред.). На след помогли выйти французские спецслужбы.
Автор обращает внимание: "Тот факт, что ИГИЛ удается отправлять к нам для совершения терактов своих боевиков под личиной беженцев, демонстрирует, что исламистские террористы держат Германию на прицеле".
Нынешняя ситуация с мигрантами является следствием провала политики Евросоюза - прежде всего, Германии, Австрии и приграничных государств, сказал в интервью La Repubblica архиепископ Милана Анджело Скола. "С закрытием балканского маршрута эти страны создают для нас сложную проблему. Увеличение количества высадок на побережье и многочисленные трагические смерти, в том числе детей, говорят о неприемлемости любой политики сопротивления и закрытия. Вместе с тем я бы не стал говорить о вторжении или чрезвычайной ситуации", - подчеркнул кардинал.
"Речь идет о структурной проблеме, - считает Скола. - Если не обращать внимания на итальянскую - немного путаную - манеру действовать, мы не делаем ничего плохого", но "по сравнению с Ираном, Иорданией, Ливаном и Турцией, Италия делает намного меньше".
Что делать в условиях, когда за семь дней 13 тыс. человек высаживаются на берег? Скола сказал: "Необходим проект, своего рода "план Маршалла". Кое-кто говорит о "бедствиях Европы". Перед лицом провала европейской политики я говорю, что существует потребность в новом мировом порядке, в Евросоюзе, который был бы именно союзом и исходил из конкретных проблем. И Италия, с ее географическим положением и с ее определенной общественной и культурной гибкостью, могла бы играть в этом плане ведущую роль".
Скола согласен с тем, что труд может стать инструментом для интегрирования беженцев. "Держать этих людей в центрах приема, где они ничем не заняты, недопустимо. Мы пытаемся давать им возможность работать в наших центрах на сообщество, но бюрократия чинит нам препятствия", - рассказал кардинал.