По мнению Спайкинс, это явление объясняется прогрессом в социальной организации рода Homo: связи между членами групп стали теснее и начали играть важную роль в выживании коллектива. Нормы морали стали более жесткими, люди начали выявлять и наказывать тех, кто их нарушал. Все чаще возникали конфликты, где одна сторона обвиняла вторую в подлости и предательстве.
Археолог уверена, что обида и злопамятство (память о нанесенном уроне и предательстве), более эффективные технологии охоты, а также контакты между далекими социальными группами (обретение союзников в чужом племени) помогали древним людям бросать собственное племя и уходить на поиски нового места жительства.
Ни древнейшие гоминины, ни животные так не поступали. Например, при миграции Homo erectus из Африки 1,6 миллиона это вид заселял привычную ему среду — обширные равнины. Однако Homo sapiens стали занимать не только ранее обитаемые территории, но и далекие и неблагоприятные для жизни районы: пустыни, тундру, джунгли, болота.
«Активную колонизацию опасных территорий сложно объяснить разумным выбором. Она становится понятнее, если вспомнить о более крепких связях между членами общин — из-за них люди стали готовы мстить, невзирая на цену этой мести. Мобильность была обусловлена конфликтами: разъяренный бывший союзник, бывший муж или целое рассерженное племя, вооруженное ядовитыми стрелами и копьями, ищущее возмездия, — это достаточное основание, чтобы скрыться и убежать подальше», — резюмирует археолог.