Поскольку чудес не бывает и 150 000 подписей к 8 апреля собрать не удастся, превращение Рижского и Вентспилсского портов в предприятия с государственным капиталом неизбежно.
Отвечая на вопрос о том, каковы будут последствия вступления в силу новой редакции закона, Лембергс сказал: "Когда я стал мэром Вентспилса тридцать четыре года назад - в то время я был председателем Вентспилсского городского исполнительного комитета - управление Вентспилсским портом осуществляло государственное предприятие "Вентспилсский торговый порт". Все решения принимались государственной компанией, которая подчинялась Латвийскому морскому пароходству, которое, в свою очередь, подчинялось Министерству морского флота СССР.
Закрепленный сейчас в законе вариант, что контрольные функции порта отныне будет выполнять государственная компания, хоть и называется акционерным обществом, является государственной компанией и, следовательно, представляет собой точно такую же модель управления, как и в советский период. Другими словами, спустя 33 года эта латвийская власть возвращает советскую модель управления портом".
На вопрос, почему ему не нравится эта модель, Лембергс ответил: "Потому что, как в советское время, так и сейчас, развитие, или, скорее, стагнация, портов будет определяться государственным предприятием, которым не управляют местные жители. Поскольку после внедрения этой модели все ключевые решения будут принимать рижане, они должны будут глубоко задуматься о влиянии порта на развитие города.
Эта советская модель управления привела к кризису в конце 1980-х годов - конфликту между деятельностью порта и условиями жизни жителей Вентспилса. Жители Вентспилса получали от порта запахи, пыль и проблемы со здоровьем, а Москва собирала все деньги от порта. Модель, которую сейчас нам яростно предлагают Новая консервативная партия, правительство Кришьяниса Кариньша и нынешняя коалиция, - это модель управления портами Латвийской ССР.
Я против возвращения к суверенной Латвии времен Латвийской ССР. Я против возвращения СССР в Латвию, в том числе в управлении портами. Эта модель уже доказала свою нежизнеспособность в советский период. Нет оснований полагать, что она окажется жизнеспособной в независимой Латвии".
На вопрос, если бы не война в Украине, удалось бы собрать подписи для проведения референдума по портам, Лембергс сказал: "Нет, закон о референдуме устроен таким образом, что ни одна инициатива не сможет собрать необходимое количество подписей для проведения референдума. Закон написан таким образом, что народ не может инициировать референдум".
"Это был план Бордана, Линкайтиса и Юрашса - разделить порты, а потом продать акции. Они намеренно снизили грузооборот Вентспилсского порта - в два раза за два года. В результате стоимость активов порта значительно снизилась. Кредитоспособность портов была полностью утрачена. Оставалось только довести порты до неплатежеспособности, а затем отдать их за бесценок партийным спонсорам. Это должен был быть чисто коррупционный проект.
Но коалиция сложилась так, как сложилась, и им не удалось избежать такой вопиюще коррупционной сделки. Процесс прошел не так быстро. Им придется продолжить этот процесс в следующей коалиции в новом парламенте. Тогда Новая консервативная партия сможет и дальше добиваться для своих спонсоров приватизации стратегической инфраструктуры Латвии. Тогда мы увидим, как они справятся. Пока ничего подобного не может произойти до парламентских выборов".