В Латвии обязательным является изучение по меньшей мере двух иностранных языков: один выбирают в первом классе (чаще всего английский),
ВЫБОР ЯЗЫКА
Первый иностранный:
Английский — 197 тысяч
Второй иностранный:
Русский — 61 тысяча
Немецкий — 22 тысячи
Французский — 4,5 тысячи
Журналисты программы «Запрещенный прием» отправились в Кекавскую среднюю школу, в которой двенадцатиклассники учат русский с шестого класса.
Оказалось, что на русском могут общаться те, чьи родственники или друзья говорят по-русски, а также те, у кого есть мотивация заниматься языком во внеучебное время — например, смотреть фильмы по-русски.
Остальные в лучшем случае язык понимают, но чувствуют себя некомфортно — и отвечают неохотно.
Дангуте Вигупа, учитель русского, рассказала: у языка нет применения, поэтому дети и не говорят свободно. Педагогов ограничивает и указанный стандарт освоения предмета.
«В седьмом классе надо брать прилагательные, глаголы, они это на латышском языке не знают, мы можем это постепенно, медленно пройти, и мы к этому возвратимся в 8-м классе.
В конце девятого класса надо писать эссе, про эссе на латышском языке они начинают учить только во втором семестре 9-го класса... Они же это на родном языке еще не учили», — добавила Вигупа.
Сразу после эксперимента молодым людям рассказали, что происходит. В обиде никто не остался.
Из отозвавшихся на объявление выбрали тех, для кого русский не является родным, но кто в школе с юных лет учил русский язык — и оценивал свои знания и как хорошие, и как не слишком хорошие.
И большинство этих молодых людей, оставленных один на один с «русским режиссером», не мог поддержать простой разговор, например, рассказать о себе, о своем городе, о том, есть ли в Риге метро и какие в Латвии национальные блюда.
Министерство образования и находящийся в его ведении Центр содержания образования знания школьников считает хорошими. В централизованном экзамене по русскому языку, который дети пишут после 12-го класса, средний результат был 67%. В предыдущие годы он тоже был на уровне 70%, и это лучше показателей английского языка.
Но русский язык, в отличие от английского, является экзаменом по выбору — это значит, что его сдают те, кто более-менее уверен, что отметка не будет плохой.
Знания большинства школьников не проверяют.
После девятого класса обязательного экзамена нет. Из выпускников, которые в 12-м классе изучают русский как второй иностранный, экзамен сдают только 15%.
Журналисты также выяснили, что в школах не хватает преподавателей русского — особенно тех, кто прошел обучение недавно. И интерес к профессии низок. Ни в одном латвийском вузе нет бакалаврской программы, которая готовила бы учителей русского языка. Хотя и для немецкого, и для английского в Латвийском университете такие направления есть — и там есть бюджетные места.
Стать учителем русского можно, отучившись полтора года в магистратуре или на втором уровне профессионального высшего образования,
однако там бюджетных мест нет.
В Латвийском университете в магистратуре на педагога русского языка в данный момент учится один человек, но второй уровень профессионального высшего образования получают девять. В Рижской академии педагогики и управления образованием магистратуры такого профиля вообще нет, а высшее образование второго уровня не получает никто.
В Даугавпилсском университете можно получить степень магистра, специализацией которого является преподавание русского языка. Обучение длится два с половиной года, но число студентов на все курсы — четверо. В Лиепайском университете есть также только магистерская программа — ее осваивают трое.
Но в данный момент в школах русский язык изучают около 60 тысяч молодых людей.