Поскольку в Латвию, согласно решению саммита НАТО, прибудет не только порядка 3000 военнослужащих, но необходимо будет разместить также технику и командные структуры, нужна новая армейская база — Адажского полигона будет уже недостаточно. В ближайшие недели станет ясно, в каком именно месте база может быть построена, сказал командир НВС Леонид Калниньш:
«Нам нужно выстроить систему, которая позволит очень быстро реагировать на любую угрозу как таковую. Здесь нужно избегать численных показателей. Не говорить ни о бригаде, ни о тысячах солдат, но — нам нужна сила, состоящая комплексно из скорости реагирования, из специально обозначенных видов сил и уже конкретно принятых решений — кто что будет делать».
Глава Минобороны Артис Пабрикс, также участвующий в саммите в Мадриде, заявил LETA, что принципиальное решение о строительстве нового военного полигона должен принять действующий Кабинет министров. О том, что Минобороны может прийти в правительство с просьбой о финансировании на эти цели, Кабмин, по словам Пабрикса, осведомлен. Сейчас пока еще ведется работа над подготовкой документации — потому что создание полигона затрагивает определенную территорию, объекты недвижимости и планирование. Однако эта подготовка пройдет по возможности в ближайшее время, заверил политик.
По прогнозу главы Минобороны, работу над этим проектом продолжит уже новое правительство, которое создадут после осенних выборов, поскольку работы в Латвии как принимающей союзников стране потребуют примерно год времени. На вопрос же о возможных издержках Пабрикс пояснил, что в его распоряжении пока нет конкретных сумм, потому что издержки формируются, например, и за счет отчуждения объектов недвижимости (в пользу государства), и за счет стоимости инфраструктуры.
«Это вопрос не одного годового бюджета, а нескольких лет. Мы также не знаем, каким будет влияние инфляции, так что настолько точный ответ я пока не могу дать», — сказал министр.
При наращивании численности сил НАТО до размера бригады придется в случае необходимости справляться и без инфраструктуры, подчеркнул Пабрикс. Он напомнил, что в 2014-м, когда в Латвию прибыли солдаты Канады и других союзных государств, многие из них жили в палатках, и «в критических обстоятельствах не нужны казармы, чтобы воевать». Латвия видит присутствие сил альянса как длительное, постоянное, поэтому над созданием военной базы работать надо — но расширение сил реагирования пойдет уже сейчас:
«Если вопрос — о том, когда последние казармы, склады будут построены, следует сказать, что это, конечно, потребует времени. Но это не значит, будто мы не выдвинули уже следующие планы. Могу сказать, что работа над Мадридским саммитом завершилась, но уже сейчас, в дни саммита, мы работаем над следующим планом и выполнением задач».
Саммит стран НАТО проводится в эти дни в Мадриде. Североатлантический альянс намерен пересмотреть концепцию безопасности НАТО. Это ключевой документ, подтверждающий ценности, цели и задачи НАТО. В нём содержится коллективная оценка вызовов безопасности, стоящих перед альянсом, и изложены политические и военные задачи, которые НАТО будет выполнять для их решения.
Кроме того, в Мадриде стало известно, что состав альянса пополнят Финляндия и Швеция. Лидер США Джо Байден заявил, что Штаты поддержат укрепление восточных рубежей альянса, и контингент НАТО в восточноевропейском регионе будет расширен. В восьми многонациональных боевых группах, размещённых на восточном фланге НАТО, самый большой контингент окажется в Латвии — почти две тысячи военнослужащих из союзных стран. Кроме того, в Латвии будут размещены системы противовоздушной обороны.