В июне 2000 года Сейм принял поправки к Закону об энергетике, согласно которым Latvenergo не может быть приватизировано ни при каких обстоятельствах и ни при каких условиях. Компания остается достоянием всего народа «во веки веков». Основная мысль противников приватизации была абсолютно проста - Latvenergo, став частной компанией-монополистом, сможет диктовать населению такие цены, которые обеспечат максимальную прибыль, при этом приоритетом компании, принадлежащей государству (народу), будет не прибыль, а благополучие населения. Такая компания будет пытаться установить цены на электроэнергию как можно ниже. Хочется воскликнуть: о, святая простота! Какими наивными мы все были тогда!
Статус «общенародной собственности» не помешал этому конгломерату поднять конечную цену на электроэнергию до таких высот, что потребителям уже трудно платить.
Тот факт, что из государственного бюджета выделяются деньги на компенсацию роста цен на энергоносители, не должен нас смущать. Это все-таки совсем другие деньги. Летом 2000 года люди шли подписываться не для того, чтобы государство платило компенсации из своего бюджета.
Вот и в этом году, несмотря на рост цен на внешние ресурсы, Latvenergo работает с огромной прибылью. В первом полугодии 2022 года прибыль Latvenergo составила 142 миллиона евро.
Эта огромная прибыль не мешает просить регулятор в очередной повысить тарифы и ждать выполнения этой просьбы. Но это только одна сторона медали. Можно ожидать, что в этом году Latvenergo получит рекордную прибыль, но что делать с этой прибылью? Может случиться так, что она просто будет зачислена в государственный бюджет и далее перераспределяется за счет уже упомянутых компенсаций. Соответственно, все огромные усилия по получению большей прибыли пойдут в «мистический» (с точки зрения руководства Latvenergo) государственный бюджет.
Чтобы деньги не ушли «куда-то», их нужно вложить в конкретное дело, у которого есть свои владельцы или, как принято говорить, истинные выгодоприобретатели. Конкретные люди, а не какие-то «народ», «госбюджет» и тому подобные абстракции.
И вот рождается проект «Kaigu purva vēja parks». Latvenergo купит у частной компании Laflora energy торфяное болото Кайгу, где построит ветряную электростанцию. Общая сумма проекта круглая не только в переносном, но и в прямом смысле – 100 миллионов евро.
«Ух…» — выдохнул президент Latvenergo, увидев проектную смету, вытирая носовым платком внезапно выступившие на лбу капли пота, могли бы написать авторы популярных сегодня политических детективов. Действительно, проект по своей неизмеримой наглости просто фантастический. Почему покупать именно это болото Кайгу? Почему от Laflora energy? Почему нет конкуренции? Ответов на эти вопросы до сих пор нет, хотя Neatkarīgā с октября засыпает вопросами соответствующие органы. Вместо ответов только голая переписка под видом лозунгов зеленого курса и климатической нейтральности.
Ну да, зачем плести схемы на сантимы, когда можно взять весь банк. Новые времена - новые нравы. Главное, чтобы в схеме не фигурировала токсичная фамилия «олигарха». Тогда эта фамилия зазвенит, как сигнал для собаки Павлова, и проснутся все самопровозглашенные «сторожевые псы». С другой стороны, если в деле все «свои», то и петух не прокукарекает. Все «сторожевые псы» будут спать".