“В воскресенье был в Старой Риге. Солнечная, приятная погода. Ни жарко, ни холодно. Можно подумать, что после того, как поставщикам общественного питания разрешат открывать террасы, они начнут наверстывать упущенное и быстро расширяться. Не тут-то было. - Пишет журналист. - Экономический спад виден невооруженным глазом. Да, во многих местах террасы обустроены, но не меньше популярных раньше мест теперь закрыто. Скорее всего, со временем они откроются снова, возможно, уже с новыми владельцами, но ясно, что по хозяйственной деятельности нанесен сильный удар”.
Но, к чему это он. Оказывается, Центральное статистическое управление опубликовало показатели ВВП Латвии за первый квартал 2021 года. В 1-м квартале текущего года по сравнению с 1-м кварталом 2020 он снизился на 1,3%. Такое, как будто, небольшое сокращение ВВП может показаться небольшой бедой. Но беда есть, если мы начнем сравнивать цифры с соседями. Ведь для Латвии отставание от Эстонии или Литвы — неизбывная боль. Для любителей мазохизма Латковскис предлагает оценить динамику ВВП по сравнению с нашими соседями, которые также пострадали от COVID-19. Возникает довольно мрачная картина.
В первом квартале этого года ВВП Литвы вырос на 1%, а ВВП Эстонии - даже на 5,4%. Но и это еще не все. Квартальные колебания ничего не значат, к тому же ранее предполагалось, что падение будет еще больше. Самое ужасное - совсем другое. Рост ВВП Латвии отстает от соседей более двух лет, и это отставание как-то случайно совпадает с периодом, когда правительство возглавляет Кришьянис Кариньш.
Лучший из премьер-министров
По словам автора, если человек живет в определенном социальном пузыре, то он может быть искренне убежден, что Кариньш - лучший из премьер-министров, который когда-либо был в Латвии. Высокий, отзывчивый, улыбчивый, открытый, добрый, свободно на английском языке дает интервью ведущим мировым СМИ. Короче говоря, человек, за которого не стыдно, а стыд, как известно, является наиболее характерным латышским национальным чувством, утверждает колумнист.
Все бы было прекрасно, но Кариньш - не только лицо нашей страны, ее наружная вывеска, но и глава правительства, премьер-министр. Президент министров, как написано в Конституции. Функциональность и развитие нашей страны зависит от его более или менее успешной работы.
“У меня к Кариньшу нет никакой личной неприязни. Напротив. Я встречался с ним не раз, и, по крайней мере, последние пятнадцать лет все встречи всегда проходили в относительно симпатичной, приятной атмосфере. Однако главная причина, по которой я не могу смотреть на Кариньша с тем же восторгом, что члены его фан-клуба, - это объективные экономические показатели. Так и кажется, что пандемия спасла правительство Кариньша, потому что под ее завесой правительству удалось в значительной степени замаскировать свое экономическое бездействие”. - Утверждает автор.
В социальных сетях, обсуждая график, сравнивающий ситуацию с ВВП в Латвии, Литве и Эстонии, люди придумывают разные причины отставания Латвии: высокий удельный вес авиации, транзита, жесткие торговые ограничения, но на самом деле все это поиск оговорок, чтобы вывести из зоны критики главного виновника, у которого есть конкретное имя - Кришьянис Кариньш. К сожалению, это объективные факты, каково бы ни было наше отношение к самому Кариньшу.
Самое неприятное в этой истории: если регулярно слушать выступления Кариньша на пресс-конференциях, возникает четкое убеждение, что для этого человека народное хозяйство – тотальная абстракция, которую он не понимает и, главное, не чувствует. Очевидно, что экономические вопросы для Кариньша не представляют интереса, так же как народ Латвии не волнует суперфинал в американском футболе. Единственная разница в том, что от заинтересованности или незаинтересованности премьер-министра зависят развитие нашей страны и благополучие людей.