«После сегодняшней встречи, где было много очень разных школ, мы поняли, что для каждого директора этот вопрос связан с двумя-тремя коллегами. Мы не получили сигналов, что у кого-то может случиться какая-то катастрофа, потому что 10 учителей не хотят вакцинироваться», — ответил на вопрос о готовности части учителей уволиться в случае обязательной вакцинации Рудольф Калванс, который также возглавляет Сигулдскую государственную гимназию.
В упомянутой им встрече с министром образования и науки Анитой Муйжниеце участвовали примерно 50 школ — больших и малых, рижских и расположенных в удаленных регионах, так что, по словам гостя «Подробностей», можно было составить впечатление о ситуации в учебных заведениях по всей стране.
Обсуждали, как возобновить очное обучение в новом учебном году с учетом того, что правительство хочет требовать от педагогов наличия «ковидного» сертификата о вакцинации и того, что эта вакцинация идет не очень быстро. По мнению Р. Калванса, на самом деле ситуация с вакцинацией учителей не катастрофическая: для очного обучения в школе привитыми должны быть 80% учителей и других работников, которые соприкасаются с учениками, а сейчас их уже больше 60%.
«Я думаю, что ситуация нормализуется. Директора будет делать всё возможное, чтобы индивидуально этот вопрос решить. Сейчас очень много эмоций, недовольства. Но, думаю, это пройдёт. Это просто по-человечески. Вопрос чуть утихнет, и мы уже в конце в августа будем этот вопрос в школах решать более прагматично, более рационально», – считает он.
Недавно опубликованный Латвийским профсоюзом работников образования и науки показал, что 35% респондентов категорически против вакцинации от коронавируса, против обязательной — 55%, а 38% готовы обдумать увольнение, если прививка все-таки будет обязательной. Сама Анита Муйжниеце («Новая консервативная партия») допускает, что уйти из-за «ковидных» прививок могут около 1 000 работников отрасли.
Р. Калванс полагает, что да, кто-то уйти может, но часто подобные угрозы — это выплеск эмоций, а на деле поведение будет другим.
«Если человеку, скажем 50+, он работает в школе и работал там, может быть 15-20 лет. Сейчас он может сказать «а вот я не хочу, потому что Сейм за меня решил»… Но что он будет делать? Как он будет зарабатывать? Конечно, легко сказать: «я не хочу, я уйду». Ну не будет так! Это эмоции.
Большинство учителей работают только в школе, они не занимаются какими-то коммерческими услугами или чем-то ещё. Так что это не так просто — уйти и потерять и потерять 1 000 евро в месяц. Сейчас — лето, много эмоций, но я настроен оптимистично», – сказал глава Латвийской ассоциации руководителей образования.