Ваш автор, понятное дело, не знает каждый рыболовный уголок, каждое потенциально хорошее место, поэтому обратился с этим же вопросом к коллегам. Тем, кто и сегодня часто выбирается в дикие места. Сообща мы пришли к выводу, что среди таких водоемов, где людей не много и можно поставить палатку, – прежде всего Гауя и озера Латгалии.
В советское время некоторые читатели «Вестей» с палатками выезжали на Салацу – даже на целый отпуск. Но сегодня вокруг все больше частной земли, а там, где есть свободные уголки, – палатку сложно поставить. В этом смысле Гауя предпочтительнее.
Однако стоит учитывать одну вещь: сейчас много людей сплавляется по Гауе на плотах, поэтому на абсолютную тишину не рассчитывайте. Что точно будет – живописные места и, если удастся поймать рыбу, незабываемая уха. Такую ни в одном ресторане ни за какие деньги не предложат. С ароматом костра, из собственной, только что пойманной рыбы.
А конкретное место у реки нужно выбирать самим. Точные координаты вам никто не сможет назвать. Единственное, о чем говорят коллеги, часто бывающие вдали от цивилизации, - народу в провинции все меньше. Там, где в советское время было полно людей, теперь на десятки километров ни души...
«Прихватизированные» дороги
Впрочем, есть нюанс, который не обрадует любителей удочки. У известных водоемов (правда, на не очень большом удалении от городов) – все больше частных дорог. Пару лет назад мы писали о том, что под Вентспилсом читателям сложно было добраться до известных озер: дороги «прихватизировали», и приходится делать огромный крюк. То же самое сейчас у Гауи в окрестностях одноименной железнодорожной станции.
Дорогу, по которой раньше можно было выходить к реке, теперь закрыли не только для постороннего транспорта, но и для пешеходов. Понатыкали всюду видеокамер. Ладно машины, но как рыбакам выходить к Гауе, к Дзирнупе?
Территория эта относится к Царникавскому самоуправлению, которое в самой Царникаве много делает для благоустройства. А за Царникавой? Нужно лелеять не только «новых латвийских», но и всех остальных. Потому что иначе, как вплавь, к некоторым берегам известных водоемов теперь не пробраться. А водоемы пока, к счастью, государственные, а не частные.
Представляю, что было бы, если бы берега рек отдали рыболовным клубам, как кто-то предлагал пару лет назад. Это означало бы, что для остальных удильщиков, кто туда не входит, рыбалка в этих местах была бы фактически закрыта. Потому что у нас многие разумные идеи, скопированные с Запада, превращаются в полную противоположность...
Угорь – на Кишэзерсе и на озере Усмас
Но продолжим о клеве. На Кишэзерсе ловят судака и угря. Опытный рыбак рассказывает, что тех и других достает на малька, можно ловить угря и на выползка. Вкусовые качества обеих рыб – отменны. Гурманы особенно любят копченого угря. Не случайно цена на эту рыбу на Центральном рынке зашкаливает за 40 евро – самая дорогая. Обожают угря и наши соседи - литовцы. Там даже ежегодно устраивают Праздник угря. Тот, кто бывал в Паланге, попадал на него.
Что касается Латвии, то есть у вашего автора знакомые, которые ловят угря на озере Усмас и с мола Мангальсалы – по ночам. По словам знатоков, и на Кишэзерсе угря тоже сейчас хватает. И в заливчиках в Сужи, и в заливе реки Ланга…
Окунь – в Саулкрасты
В Саулкрасты на море можно увидеть резиновые лодки – свидетельство того, что начал брать окунь. Летом он всегда уходит из рек и озер в более холодные морские воды. Тот, кто выходит сейчас на окуня в море, рассказывает, что уловы неплохие. Ловят «полосатого разбойника» на блесны-вертушки, на червя.
На Гауе ловятся подлещик и лещ. А на воде можно часто слышать удары крупной рыбы. Обычно это жерех бьет поверху малька. Однако некоторые рыбаки уверяют, что и крупный лещ проявляет себя таким образом. И пока он, дескать, наверху, рассчитывать на хорошие уловы крупного леща не стоит. Во всяком случае – на Гауе.
Один из здешних рыбаков рассказывал, что с 5 и до 7 утра взял на Гауе изрядное количество белой рыбы. «Отработал смену», - шутит он. В каждой шутке, как известно, доля правды. А рыбалка, чтобы доставляла радость, не должна превращаться ни в работу, ни в смену...
На раков уже можно
Народ интересуется ловлей раков – они часто попадаются на некоторых карьерах. Но можно ли их брать? Только с 1 июля до 1 октября. Минимальный размер сигнальных раков – 8 см, остальных – 10 см. Сигнальных раков можно ловить без ограничения, остальных – до 50 штук.
Причем широкопалых - лишь в лицензионных местах: в Лиелауцском и Арайшском озерах, на Лиелупе и на Малом Балтэзерсе. В свою очередь, узкопалых раков разрешено ловить на Даугаве до Рижской ГЭС, Лиелупе, Кишэзерсе, Сухой Даугаве, Вецдаугаве и Венте. Правила ловли в частных озерах определяет сам хозяин земли.
Где раки зимуют
Мест, где обитают раки в нашей стране, довольно много. В каждом втором латвийском водоеме водятся эти членистоногие. Это представители трех пород: узкопалые, широкопалые и сигнальные. Сигнальные раки, в отличие от представителей других пород, живут в Латвии сравнительно недавно. Их запустили в водоемы в 1980-х, после чего они стали стремительно размножаться и вытеснять широкопалых и узкопалых – латвийских сородичей.
Дело в том, что «сигнальщики» - единственный вид, который имеет иммунитет к так называемой «раковой чуме» - болезни, абсолютно не опасной для человека, но смертельной для членистоногих. Сами сигнальные раки ею не болеют, однако они ее переносят.
Продолжительность жизни у раков разных видов примерно одинаковая - 6-7 лет. Но встречаются и 15-летние долгожители. Август Аренс, много лет изучающий повадки и образ жизни раков, даже знает ответ на вечный вопрос: «Где раки зимуют?»
- Раки зимуют в водоемах, и когда температура достигает 17 градусов, начинают размножаться…
рыбаки шутят
Загадка природы: как рыбу ни размножают, а ее становится все меньше. Рыболовов, наоборот, никто не размножает, а их становится все больше...
Илья ДИМЕНШТЕЙН.