Оскорбления в прямом эфире
Журналисты латвийского государственного (или, как сейчас принято говорить, общественного) радио накануне выборов взяли новую профессиональную высоту. Теперь они обсуждают не только конкретных политиков, но и их… матерей! На минувшей неделе этой "чести" удостоилась мама евродепутата Андрея МАМЫКИНА. Ведущий программы "Точка пересечения" Эдуардс ЛИНИНЬШ, оценивая деятельность и высказывания ненавистного евродепутата, выразил сожаление, что мама Мамыкина… не сделала аборт! Может ли журналист радиостанции, которая финансируется из средств налогоплательщиков, вести себя как дебошир на вокзале? Конечно, может, если он свое словесное буйство направляет на "неправильного" евродепутата.
В той же передаче второй ведущий, Айдис ТОМСОНС, — видимо, чтобы не отставать от коллеги — решил поставить "диагноз" и всей партии, которую представляет Андрей МАМЫКИН. "Нынешний список "Согласия", ну, стал таким… мне, видимо, придется использовать громкие слова… списком проституток. Кто туда только не напихался, вы посмотрите на эти фамилии в нынешнем списке", — подытожил "аналитик" Томсонс.
Таким образом, журналист общественного радио оскорбил 115 кандидатов в депутаты от "Согласия", среди которых и врачи, и учителя, и представители общественных организаций, и социальные работники, и директора школ…
Что позволено Юпитеру…
Руководство Латвийского радио отреагировало очень "жестко": директор радиостанции заявил, что не будет требовать от Лининьша и Томсонса извиняться перед теми, кого они оскорбили. И то верно: зачем перед каким–то "Согласием" и Мамыкиным извиняться? Если бы журналист оскорбил правящую партию — тогда другое дело. Тогда бы он не только извинился, но мог бы еще и работы лишиться. А "неправильных" политиков — оппозицию — можно и нужно оскорблять! Это и есть подлинная свобода слова и выражение собственного мнения. Ну, кто там еще по ошибке не сделал аборт?!
Так или иначе, но зато у многих появился интерес к передачам государственного радио. Все–таки хочется узнать, какие еще "аналитические" выводы сделают авторы передачи "Точки пересечения"? В конце концов, можно ради свободы слова не ограничиваться чересчур литературным "проститутки" и употребить куда более яркие и громкие обозначения второй древнейшей профессии. И тогда радио уже ничем от подворотни отличаться не будет — вот оно, полное слияние СМИ с народом!
И еще. Кто–то, прочитав про "подвиг" г–д Лининьша и Томсонса, может решить, что прецедент создан — и можно теперь в Интернете тоже оскорблять всех и вся. Нет, дамы и господа! То, что позволено журналистам общественного радио, вовсе не дозволяется простым интернет–пользователем. Если кто не верит — может заглянуть в Уголовный закон…
Пошли вон из ЛАТВИИ!
Это слишком интеллигентные ведущие Латвийского радио Лининьш и Томсонс теряют время на мелкие оскорбления в адрес "Согласия", а "режиссер" и политолог Эдвинс ШНЕРЕ предпочитает решать вопрос с "врагами" кардинально. В интервью субботнему приложению к Diena — Sestdiena — один из лидеров предвыборного списка ТB–Visu Latvijai! призвал попросить покинуть Латвию почти всех русскоязычных.
По мнению г–на Шнере, если полмиллиона нелояльных русскоязычных уедут из страны, то это только повысит безопасность государства. Журналист Sestdiena, правда, попытался оппонировать г–ну Шнере: мол, а кто же тогда будет платить налоги и содержать инфраструктуру? Но г–н Шнере решил на такие "мелочи", как экономика и зарабатывание денег в бюджет, не отвлекаться. Главное, по его мнению, чтобы уехали русские, все остальное — это не столь существенно. И это правильно! Ведь г–н Шнере хочет стать депутатом — и тогда ему не нужно будет думать, как живут остальные латвийцы: ему–то зарплату (хорошую!) будут платить из бюджета. Правда, есть риск, что если полмиллиона русскоязычных уедут, то в бюджете может денег на Сейм и не оказаться…
А вообще в 2014 году мы возвращаемся к риторике 1990–х — вновь звучит старая песня про колонистов, про русификацию и про репатриацию русских "на историческую родину". Конечно, нести эту провокационную ерунду легче, чем придумывать варианты, как помочь бизнесменам и фермерам, пострадавшим от ответных российских санкций. Самое печальное, что часть избирателей охотно "кушает" этот протухший националистический супчик. Кушает, не осознавая, что стреляет по собственным ногам, по будущему страны.
Облатышим по–тихому
Главная партия нашей страны — "Единство" — решила не уподобляться коллегам по власти из нацобъединения и проводить тотальное облатышивание школ нацменьшинств по–тихому. Ветеран политики, депутат Сейма от "Единства" Дзинтарс АБИКИС призвал политическую элиту переводить школы только на латышский язык "без шума и пыли".
Схема облатышивания школ очень простая. Уже сейчас директора школ могут выбирать четыре модели билингвального обучения. Одна из моделей предусматривает полный перевод учебного процесса на госязык за исключением предметов, связанных с "сохранением национальной идентичности". То есть если выбрать эту модель, то тогда все предметы будут преподаваться на латышском, а на русском останутся собственно сам русский язык и литература, а также отдельные уроки истории.
Как вы понимаете, для реализации этой модели не нужно менять Закон об образовании — и тогда достаточно только "убедить" директоров, оказывая на них административное давление. Вполне возможно, что эта "концепция" г–на Абикиса и была бы жизнеспособна и эффективна, вот только едва ли большинство директоров русских школ рискнут проводить такой эксперимент. Ведь многие родители в этом случае просто "проголосуют ногами" — переведут своих детей в те школы, где используется более–менее разумная языковая пропорция. А поскольку у нас в стране действует принцип "Деньги следуют за учеником", то в итоге полупустую, но "правильную" школу оптимизируют, то бишь закроют. И тогда директору такой школы придется искать другую работу…
Но бдительности родителям учеников школ нацменьшинств все равно не стоит терять, ведь нацобъединение по–прежнему вынашивает планы перевода всех школ только на госязык к 2018 году.
Кто нес бревно?
Помочь всем латвийским пенсионерам государство не в состоянии, поэтому накануне выборов родилась идея: помочь… хотя бы особо избранным из них.
Подготовлен законопроект о выплате специальных пенсий участникам баррикад. Речь идет о тех, кто стоял на баррикадах в Старой Риге и возле государственных и общественных зданий в январе 1991–го. И вот, согласно законопроекту, "баррикадникам", достигшим пенсионного возраста, предлагается или доплачивать к пенсии по 70 евро ежемесячно, или назначить этой категории пенсионеров спецпенсию в размере средней пенсии в стране.
"Нюанс" лишь в том, что полные списки участников баррикад были уничтожены в дни августовского путча 1991 года. Народнофронтовцы просто испугались, что в случае победы ГКЧП "баррикадники" отправятся в места не столь отдаленные. А раз списки не сохранились, то велик риск, что тех, кто "нес бревно", окажется больше, чем тех, кто вообще жил в Латвии в 1991 году!
Очевидно, что в любом случае подобный законопроект является абсурдным и дискриминационным по отношению к остальным пенсионерам. Баррикады — это была такая общественная акция, как бы сейчас сказали — флешмоб. Причем эта акция не оказала существенного значения на последующие исторические события. Все решалось в Москве, а не на баррикадах в Риге. Не умаляя смелости участников баррикад, все–таки нужно признать, что это "не тянет" на спецпенсию. Особенно в условиях, когда финансы в государстве поют громкие романсы…
Абик ЭЛКИН.