На берега Даугавы он переехал из Северной Пальмиры вскоре после прихода к власти большевиков. Сын сапожника, он всего добивался сам. В 11 лет, чтобы помочь матери, оставшейся без кормильца — с пятью детьми, устраивается на фабрику изготовления государственных бумаг. Перед Первой мировой войной, когда в Россию все активнее входит кинематограф, решает заняться новым делом — арендует в Петербурге помещения под кинозал.
Вот что вспоминал он позднее:
"В первое время дело шло плохо — незнание рынка, фильмов, вкусов… Но устроил сцену, ввел дивертисмент, сделал ремонт, усилил рекламу, и все пошло на славу. Кино своей посещаемостью гремело на весь Петербург…"
Однако через несколько лет в процветающий бизнес вмешалась политика: в России революция. В 1918–м предприниматель выезжает в Финляндию — там задержали пленки заказанных им фильмов. А когда формальности улажены, переезжает в Латвию.
Русский след лучших кинотеатров Таллина, Каунаса, Риги
И вскоре становится основателем акционерного общества ARS. Дела идут в гору. Успеху Емельянов обязан и пробивному рижскому компаньону — Симанису Файнштейну. Тот работал в киноиндустрии еще с 1905 года.
Акционерное общество покупает кинотеатры Palladium и Grand kino (последний впоследствии носил названия "Лачплесис" и Kino 52), устанавливает деловые контакты с известной немецкой кинофирмой UFA, американскими Warner Brothers, Metro–Goldwyn–Mayer и Universal. Заказывает фильмы в Германии, Франции, первый латвийский звуковой фильм — Gauja. Строит шикарные кинотеатры во всех столицах Балтийских стран: Таллине, Каунасе, Риге.
Улица Элизабетес в те годы была настоящим киноподиумом, поэтому не случайно самый шикарный кинотеатр Риги решили строить здесь — рядом с уже действующим кинематографом "Маска".
Старейший киноработник Латвии, долголетний директор кинотеатра "Рига" Терезия Рубене рассказывала вашему автору, что строительство началось в 1923 году, а завершилось уже через 10 месяцев! Новый кинотеатр открыли 1 января 1924 года. Автором проекта стал Фридрих Скуиньш. Имя, известное в архитектуре Латвии. На его счету и нынешнее здание Кабинета министров.
Кинодворец на Елизаветинской
Назвали кинотеатр эффектно — "Сплендид палас". В те годы все кинотеатры называли броско. Например, на улице Марияс были "Скала", "Палладиум", "Аполло", "Прогресс", "Кристал–палас". В других местах города — "Мулен Руж", "Орфей", "Юнона", "Амор", "Голливуд"… В адресной книге за 1938 год в Риге насчитывается 34 кинотеатра.
Но самым красивым было детище Емельянова. Великолепен был не только интерьер с лепниной на стенах, расписными потолками, изящными стульями для зрителей, но и фасад. Его главной достопримечательностью стали две скульптуры при входе, выполненные известным латышским скульптором Рихардом Маурсом, — "Похищение сабинянок".
На первых киносеансах демонстрировали американскую приключенческую драму в жанре военно–полевого романа "Под двумя флагами" (1922) о событиях в Алжире в середине позапрошлого века. "Фильм–поэма" из загадочной "восточной жизни", как рекламировали его.
Первые посетители "Сплендид паласа" от души смеялись и над забавными приключениями знаменитого американского комика Роско Арбэкля по прозвищу Толстяк и его напарника, невозмутимого Китона Бастера, в кинокомедии "Фатти в луна–парке".
Находки далеких лет
Впрочем, "Сплендид палас" поразил рижан не столько репертуаром, который на первых порах не отличался особой оригинальностью, сколько своим невиданным великолепием. И сегодня, попадая в этот кинотеатр, всякий раз любуешься роскошным интерьером и в зале, и в фойе. Экзотическими пальмами, лепниной на потолке, росписями на стенах и потолках.
Всего этого рижан и гостей города хотели лишить: в 1990–е тогдашние "отцы Риги" собирались выставить городскую собственность на продажу. Тут мог бы появиться игровой зал или ресторан. К счастью, позднее разум взял вверх, и руководители города сохранили кинотеатр. Более того — провели реконструкцию.
В ходе нее не обошлось без находок: между ступеньками пола нашли довоенные кинопрограммки. Находки случались и во время предыдущих ремонтов. Однажды обнаружили билет в кино 1950 года за 6 рублей, потом — бутылку "Столичной" 1967 года…
Срок для "немецкого шпиона"
Создатель "великолепного дворца" на Елизаветинской умер в ссылке. В 1941–м НКВД обвинил его в шпионаже в пользу Германии. Основание — сотрудничество с германской кинофирмой UFA. Усугубило ситуацию и то, что в 1941 году, уже после прихода советской власти, Емельянов с семьей пытался выехать в Германию с последней партией прибалтийских немцев.
"Немецкого шпиона" приговорили к расстрелу. Потом приговор заменили на 10 лет лагерей. Василий Федорович не дожил до освобождения — умер на севере в 1949 году. Его дочери, которую арестовали вместе с родителями, повезло больше — в годы хрущевской оттепели она вернулась в Ригу. Жила на улице Тапешу. В лагере в первое время работала на лесозаготовках, позже грамотную девушку взяли помощником бухгалтера. Это и спасло.
Все кинотеатры ее отца были национализированы.
Вторая жизнь "сабинянок"
А русский след в истории кинотеатра "Сплендид палас" имел продолжение. Знаменитые скульптуры при входе — "сабинянки" — за десятилетия сильно пострадали. В начале 1980–х родилась идея их воссоздания. Среди инициаторов были профессор Академии художеств Альберт Терпиловский и скульптор Имант Лукаж.
Авторитетное заключение гласило: бетонные оригиналы разрушаются, надо заменить копиями. Работу поручили выпускнику Академии художеств Геннадию СтепановуУ. Кстати, ученику замечательного рижского скульптора Игоря Викторовича Васильева.
Вот что он рассказывал:
"Фотографий с довоенными "сабинянками" уцелело немного. Я работал в музейных фондах, архивах. Удалось установить, как выглядели некоторые детали скульптур, утраченные во время войны, — трубы, факелы. Сейчас все детали соответствуют оригиналу. Лишь сами скульптуры выполнены не из бетона, а из бронзы. Это вечный материал и, на мой взгляд, более красивый…"
Интересно, что копии были отлиты еще в 1980–е годы, а установлены только в 1996–м. То у города не оказывалось денег на изготовление нового постамента, то не могли найти соответствующий материал. В конце концов латвийские ученые вывели формулу утраченного материала, и Степанов сам отлил его…
Илья ДИМЕНШТЕЙН