В латвийском строительстве сегодня происходит глубокий спад, признал Н. Гринбергс.
«Начался сентябрь. Через полтора месяца мы получим данные за третий квартал, и, думаю, увидим там очень резкий спад по всем видам строительства по сравнению с 2021-м», — прогнозирует он.
(В принципе, данные Центрального статистического управления и сейчас показывают спад: так, во втором квартале 2022-го объем строительства по сравнению с тем же периодом 2021-го снизился на 13,8% и предыдущие два квартала тоже были со знаком минус в годовом исчислении).
По его словам, к этому спаду привела целая цепочка: сначала был «ковид»-кризис, после которого нарушились цепочки поставок стройматериалов, цены на металл и другие материалы резко выросли, на это наложилось вторжение РФ в Украину, которое также нарушило многие цепочки поставок, сложившиеся логистические схемы.
«Поэтому мы давно говорили о том, что будут проблемы, остановленные объекты, незаконченные проекты. Сейчас видим результат», — сказал гость Латвийского радио 4.
Он отметил, что сейчас поставки вроде бы стабилизируются, цены на топливо — тоже, строители начали возобновлять переговоры с производителями стройматериалов. Но предыдущие полгода работать было невероятно трудно, потому что ничего нельзя было прогнозировать.
И так же трудно было заказчикам строительства, признает Нормунд Гринбергс.
«Представим себя на месте заказчика. Мы заключили договор со строителем, а тот приходит и говорит: все стало дороже, материал не достать, надо что-то решать насчет денег. Но мы же запланировали определенную сумму денег [на строительство]. К тому же не только строители стали требовать больше, а все: газ подорожал, электричество подорожало, все услуги. Что делать в это случае делать заказчику? Видимо, надо что-то останавливать, чтобы что-то продолжать», — рассуждает глава организации.
(Ранее представитель Valmieras stikla šķiedra говорил примерно о том же: исключительно дорогая энергия съедает деньги, которые в нормальной ситуации пошли бы на развитие).
По его словам, подобных случаев — множество. Иногда заказчики с подрядчиками находили общий язык и возможность продолжить строительство на изменившихся условиях, но были ситуации, когда строители были вынуждены выходить из проектов.
«У меня пока нет данных, чтобы из-за этого было много судебных процессов, но были случаи, когда строители прекращали договор [...]. Но от остановки строительства или прекращения договора никто не выигрывает, все теряют», — говорит гость передачи.
Собеседник Латвийского радио 4 опасается, что в это время, когда все вынуждены экономить и искать пути выживания, часть отрасли может уйти в тень, как это происходило во время предыдущих кризисов.
На вопрос, хватает ли строителям работников, он ответил: «Не хватает, но их не хватало бы намного больше, если бы такого кризиса не было. Этот кризис сделал дефицит рабочей силы менее острым».
И предположил, что вскоре вопрос рабочей силы снова обострится.
Ранее в Центральном агентстве по финансам и договорам рассказали, что несмотря на резко возросшие строительные издержки оказывают относительно небольшое влияние на ход уже запущенных проектов, хотя есть и случаи остановки работ.