латышский язык обучения…
Нил УШАКОВ: — К сожалению, сделан очередной шаг в политической провокации, которая потенциально может привести и к ухудшению качества билингвального образования, и к ухудшению межэтнических отношений, и к ухудшению экономической ситуации, потому что качество образования в долгосрочной перспективе напрямую сказывается на том, что происходит или не происходит с экономикой.
Правые партии в Сейме к доводам разума не прислушались. Против перевода всех латвийских школ на латышский язык обучения голосовали только депутаты партии "Согласия". "Согласие" — крупнейшая фракция парламента, но наших голосов не хватило для того, чтобы остановить эту реформу.
В нынешнем парламенте большинство остается за правыми партиями, так уж сложилось в силу разных причин. Изменится ли эта пропорция в будущем — покажут результаты выборов Сейма, которые состоятся в октябре. Но если в парламенте большинство составляют правые партии, это значит, что мы пойдем другим путем.
Мы в Рижской думе сейчас работаем над программой дополнительных занятий на родном языке, которые дадут возможность и сохранить родной язык, и улучшить качество образования. Дети будут лучше знать предметы — причем знать их на двух языках. При этом мы работаем над тем, чтобы не увеличилась общая нагрузка на учеников, количество часов, которые ребята проводят в школе. Мы задействуем весь свой опыт и ресурсы. Школы мы в обиду не дадим и права меньшинств нарушать не позволим.
Андрей КОЗЛОВ: — Все родители хотят, чтобы у их детей все было хорошо, чтобы после школы они продолжили образование, нашли себе хорошую работу и были конкурентоспособны на рынке труда. И все родители, конечно же, понимают, что для работы в Латвии необходимо знание латышского языка. Так что никого не надо убеждать в том, что выпускники школ должны в совершенстве знать латышский.
Но в то же время важно, чтобы детям было комфортно учиться и чтобы они выходили из школы и с хорошим знанием латышского языка, и с хорошим знанием предметов. Но предложенная Министерством образования и науки реформа явно приведет к снижению уровня образования.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Сегодня ситуация вокруг реформы школ, к сожалению, нагнетается со всех сторон. Нам упорно стараются внушить, что есть единственно правильные защитники школ нацменьшинств, а все остальные не правы уже потому, что они существуют. Нам то напрямую, то полунамеками говорят: вот мы вывели людей на улицы, а вы в это время занимаетесь какими–то там бумажками…
Но мне кажется, что каждому нормальному человеку должно быть совершенно понятно, что одно только эмоциональное сотрясение воздуха ни к какому результату не приведет. Если ты хочешь защитить свою позицию, защитить тех людей, которые тебе доверяют, недостаточно просто говорить. Защитники прав неграждан в Европарламенте защищают этих людей уже третий созыв подряд. Но пока им удалось защитить только свои материальные интересы, а не права неграждан. И со школами то же самое…
Новый дом на месте старого
— На Ратушной площади построено новое здание — гостиница. И многие читатели "Вестей" спрашивают: как появляются новостройки в Старой Риге?
УШАКОВ: — Все здания, которые строятся в Старом городе, строятся на тех местах, где исторически тоже находились дома. И хотя Риге еще фантастически повезло (насколько это было возможно во время Второй мировой войны!) — город не был так серьезно разрушен, как, скажем, Резекне или Таллин, — все равно Старая Рига в годы войны лишилась немалой части исторических зданий.
И сквер на Ратушной площади после войны был разбит именно потому, что все здания на этой площади разбомбили. В советское время была восстановлена церковь Петра. После того как Латвия вернула себе независимость, был заново построен Дом Черноголовых, весь комплекс связанных с ним зданий, а потом и Ратуша. И сейчас на участках земли, которые являются частной собственностью и на которых находились разрушенные во время войны здания, идет строительство.
Некоторые возмущаются: зачем вы разрешили строить здание, которое закрывает вид на церковь Петра с Ратушной площади?! Но, во–первых, здание на этом месте было и раньше. А во–вторых, оно закрывает не исторический вид, а вид на два жилых дома — так называемые "сталинки", построенные между Ратушной площадью и церковью Петра уже после войны.
КОЗЛОВ: — Когда началось строительство гостиницы на Ратушной площади, в социальных сетях этот проект резко критиковали, а новостройку называли чуть ли не нелегальной… Но никто из этих возмущающихся людей почему–то не догадался найти старинные фотографии и посмотреть, как Ратушная площадь выглядела до войны. А эти фотографии подтверждают: на том месте, где сейчас строится гостиница, было здание.
УШАКОВ: — Тем, кто возмущается в Интернете, хочется напомнить, что жизнь в городе существовала и до Интернета.
И еще: не надо забывать о том, что в Риге стремительно развивается туристическая отрасль. Количество посещающих Ригу туристов выросло с 600 тысяч человек в 2009 году до более чем 2,5 миллиона в прошлом году. А каждая новая гостиница — это дополнительные рабочие места, и не только для работников гостиничного сервиса, но и для представителей множества других отраслей — от ресторанного бизнеса до производителей сувениров. А деньги, которые каждый турист оставляет в Риге, увеличивают доходы нашей экономики…
Агенскалнский рынок: во временном режиме
— Павильон Агенскалнского рынка закрылся надолго. Будет ли разрешена торговля на открытой территории рынка?
УШАКОВ: — На Центральном рынке состоялась встреча с министром земледелия Янисом Дуклавсом, обсуждались изменения, которые произошли на рынке за последние месяцы, вопросы контроля за качеством продукции и совместная работа руководства рынка со всеми ответственными службами министерства.
В частности, обсуждался и вопрос об открытии на рынке стендов, на которых латвийские крестьяне — именно крестьяне, а не посредники или перекупщики! — будут торговать своей продукцией. Рынок предоставит такую возможность, а Министерство земледелия поможет. И это будет торговля именно латвийскими продуктами, а не ананасами из Латгале, бананами из Земгале или манго из–под Лиепаи.
В этом же формате во время реконструкции Агенскалнского рынка будет проходить торговля на его открытой территории. Предполагается, что торговля будет проходить несколько раз в неделю — у крестьян будет возможность продавать свою продукцию, а у жителей Агенскалнса и ближайшей Пардаугавы — приобретать местные продукты. Разрешения на торговлю будет выдавать Центральный рынок, и цены на эти разрешения будут ниже, чем на торговлю на регулярных рынках…
Ина ОШКАЯ.